Злюсь? Гневаюсь? Ненавижу?

Злюсь? Гневаюсь? Ненавижу?

От автора: К сожалению, в порыве эмоций бывает сложно разобраться, что происходит на самом деле, как и сложно правильно определить свои чувства, а тем более понять, что только мы являемся их хозяевами и ни от кого другого они не зависят.

Злость – базовая человеческая эмоция, которая проявляется с раннего детства. Злость возникает в ситуации, когда появляется препятствие для удовлетворения потребности человека. Это высокая степень раздражения, связанная со снижением порога чувствительности к восприятию негативных раздражителей, вследствие какого-то, порой неосознаваемого события. Злобный человек ищет выход своим негативным эмоциям, но они не направленны на объект эти эмоции вызвавшие. ©
Ненависть – это длительное, интенсивное, отрицательное чувство, отражающее отвращение, враждебность, неприятие определенного объекта. Ненависть всегда направлена на конкретный объект. Вызывает желание физически уничтожить этот объект.©
Гнев — отрицательно окрашенный аффект, направленный против испытываемой несправедливости, и сопровождающийся желанием устранить её. ©

 

Злость, ненависть, гнев — чувства и эмоции, которые испытывал каждый.

Они могут быть

  • созидающими:

На энергии этих чувств человек способен разрушить старое и ненужное и создать что-то новое — решиться на изменения, внести в свои не удовлетворяющие ситуации кардинальные изменения. Обнаружить цель и двигаться к её достижению, отстоять личностные границы и интересы.

  •  разрушающими:

Эти чувства могут разрушать человека изнутри, накапливаться и трансформироваться в агрессию, вызывать заболевания, не позволять человеку принимать конструктивные решения и справляться с проблемными жизненными ситуациями.

Если рассмотреть этимологию этих слов, то можно проследить любопытное свойство: наличие нескольких, противоположных значений:

Зло/злость 

1. Зъло-«сильно». Может означать не только отрицательное чувство, но и азарт: в порыве злости взяться за дело, сделать изо всех сил.

2. Zūrch «неправда», осет. zul «кривой», zvelties «сгибаться, крениться», hválati «петляет». Т.е. Злой — «кривой, лукавый».©

Ненависть

1. Чувство острой вражды, злобы к кому-либо или чему-либо.
ненавидети — «ненавидеть» и «ревновать», «завидовать»,  nenavist — «зависть».
2. Согласно словарю церковно-славянского языка, также иногда назвываемого старославянским, навидети означает «видеть», то есть получается, что «ненавидеть» — просто «не видеть».  Существует предположение, что корнем является vid — видеть, те же корни и у слова «обида», bid и vid , а так как t и d часто переходили друг в друга, (bit — корень слова бить).

Ненавидим мы того, кого не можем побить, или то, что не можем изменить.©

Гнев.

1. Общеславянское слово, образованное от той же основы, что и гнить: «гниение», «гниль», «гной», «яд», «злоба», «гнев». В таком случае гнев буквально — «чувство раздражения» (от повреждения).

2. Гнев служит для аккумуляции энергии личности и таким образом предоставляет этой личности возможность обеспечить более прямое воздействие на внешний мир. Гнев является дополнительным, но важным средством, если нужно быстрее решить проблему или получить удовлетворение своих потребностей.

Гнев внезапно вспыхивает и так же резко гаснет, когда другого удаётся устрашить и остановить, но если испытывать гнев в течении долгого времени даже после прекращения боли, то он переходит в  озлобленность. Именно она, как правило, и служит причиной для мести.©

Понимая эти полярности человек может делать свой выбор в пользу одной из них, но как?

Как заставить себя полюбить то, что вызывает злость и ненависть?

Давайте рассмотрим чувства с точки зрения этимологического значения «не видеть», т.е. стоит задать себе вопрос: Чего я не вижу?

Ответить не него поможет следующий алгоритм:

Я действительно ненавижу — желаю смерти человеку или себе?

— Да!  Рассмотрение такого варианта оставим для другой статьи. Это редкие случаи, которые стоит проработать со специалистом.

— Нет!

1. На что или на кого направлены эти эмоции?

Пример из практики:

— Я злюсь на дочь! Мне порой кажется, что я её ненавижу! Она не хочет делать уроки и я вынужденна постоянно это контролировать, часами сидеть возле неё, с её уроками. Злюсь, срываюсь на крик, она агрессивно отвечает, мы ссоримся, уроки не делаются.

2. Какие ситуации, связанные с этим человеком или с самим собою (когда злюсь на себя) не устраивают? (Злюсь — не могу получить того, что хочу.)

— У меня не хватает времени на отдых и на себя вообще. То, что я нервничаю и мне от этого становится плохо физически.

3. Чего хотите в итоге?

— Хочу быть спокойной, чтобы не доходить до взаимных ссор. Хочу, чтобы дочь делала уроки самостоятельно, а у меня оставалось время для отдыха.

4. Злюсь = желаю зла. Желаете ли Вы зла этому человеку/ себе?

— Нет, конечно же.

5. Тогда назовите это чувство другим словом. В результате могут быть различные, у каждого свои варианты, но все они сводятся к одному  — бессилие перед проблемой.

— Мне обидно, что она не слушает, что я для неё пустое место и я не могу ничего с этим сделать.

6. Получается, что существует некая задача, которую Вы пока решить не можете. Почему не можете: не хватает составляющих условия задачи (т.е. пока не видите причин? Давайте начнём с их поиска!
Иногда задачу приходится отложить Недаром, одним из условий мудрости считалась способность принять то, что мы не можем изменить.

— О! Такой подход мне более по душе, откликается. Получается, что моя злость — это очередная жизненная задача. Нет негатива, чувствую спокойствие и понимание, что нужно поискать недостающие элементы условия задачи. Найти причины того, почему дочь не хочет учить уроки. Возможно, ей сложно усвоить материал, или же у неё проблемы в школе, или я как-то влияю своими криками…

4. Каким образом я могу дать себе это желаемое сам?

— Я подумаю об этом. В первую очередь, попробую спокойно выяснить у дочери, что её беспокоит, что не получается, и чем я могу ей помочь. Предложу помощь, но уроки с ней рядом делать не буду. В конце концов, так она никогда не станет самостоятельной.

Таким образом злость обретает абсолютно иную — созидательную функцию, осознаётся и трансформируется в иные чувства:

Злюсь — чувствую обиду — бессилие — жизненная задача, которую можно решить или отложить до того момента, когда её условия станут понятными.

В статье рассмотрен лишь один эпизод из составляющих злости, наиболее часто встречающийся, естественно, что это чувство вспыхивает внезапно и бывает неуправляемым, но важно всегда помнить, что

возвратная частица -сь (-ся) (злюсь, гневаюсь, раздражаюсь..) обозначает, что действие направлено на говорящего, т.е. возвращается к говорящему: «злюсь на себя».

Любовь-то к чему мы пусть неосознанно, но стремимся, а ненависть/злость — то, что мы пусть неосознанно, но уничтожаем. Не уничтожайте ни себя, ни других.

Любви Вам и понимания себя и своих чувств!

Спасибо за внимание к статье!

Виктория Спахова

Обратиться к психологу →

Related Posts

Вас пугают интересы вашего ребенка?

Вас пугают интересы вашего ребенка?

Оптимальное развитие. Ранняя юность 14(15) лет— до 18 лет.

Оптимальное развитие. Ранняя юность 14(15) лет— до 18 лет.

Оптимальное развитие. 13-15 лет. Кризис 13 лет.

Оптимальное развитие. 13-15 лет. Кризис 13 лет.

Оптимальное развитие. От 6(7) лет — до 12 лет. Кризис 7 лет.

Оптимальное развитие. От 6(7) лет — до 12 лет. Кризис 7 лет.

No Comment

Добавить комментарий

Метки

БИБЛИОТЕКА ГОТОВИМСЯ К УРОКАМ ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. КОРОНАВИРУС КАК ВЫБРАТЬ СПЕЦИАЛИСТА КАК ПЕРЕЖИТЬ НЕПРИЯТНОСТИ КОНФЛИКТЫ И РЕШЕНИЯ КПТ ЛЮБОВЬ. БРАК. ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ НАРУШЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ НЛП ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ О МОЗГЕ ОПТИМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ В ЧС ПМПК ПОДРОСТОК ПОЗНАЁМ СЕБЯ ПРОБЛЕМА-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ПСИХОСОМАТИКА РАБОТА С ЧУВСТВАМИ. ЭМОЦИЯМИ РАЗВОД И ДЕТИ РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ РОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНИКОВ СКАЗКОТЕРАПИЯ СТРАХИ И ФОБИИ СУИЦИД ТЕХНИКИ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ ТРУДНЫЙ РЕБЁНОК УПРАЖНЕНИЯ. ТРЕНИНГИ. ЗАНЯТИЯ УСТАНОВКИ ТРИГГЕРЫ ИСКАЖЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛЬ УВЕРЕННОСТЬ ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ