Вас пугают интересы вашего ребенка?
Мир меняется и меняется мода на увлечения и интересы среди подростков. Если раньше одним из способов самопрезентации миру были, например, различные субкультуры, которые так же вызывали у взрослых состояние шока, то сейчас это:
- Аниме, зачастую со сценами жестокости.
- Сигналы о том, что подросток ориентируется на однополые, нетрадиционные отношения (это проявляется в дружбе, увлечениях, одежде и т.д.)
- Фантастика, мистика с жуткими героями, черными красками и т.д.
- Непонятное взрослым блогерство, хэштег-челлендж, компьютерные игры, всё, что связано с интернетом.
Взрослых пугают подобные тенденции, они начинают бить тревогу и принимать меры. Зачастую такими мерами являются ограничения и запреты, что приводит к противоположному эффекту — подросток ещё больше погружается в свой мир.
Запретный плод сладок, вспомните себя в подростковом возрасте.
Патологический характер подобные увлечения приобретают в редких случаях при способствующих тому обстоятельствах: неблагоприятная атмосфера в семье; непринятие взрослыми ребенка как личности; психические нарушения, начало проявлений которых уходит в более ранний период развития.
Как отличить патологические увлечения от обычных подростковых хобби?
Бить тревогу и обращаться к психиатру стоит, если вы заметили хотя бы один из ниже перечисленных признаков:
1. Патологичная интенсивность, сверх одержимость увлечением: ради увлечения забрасывается все — учеба, работа, обязанности, обычные развлечения; в жертву увлечения приносятся отдых, сон, благополучие свое и своих близких; в ряде случаев совершаются проступки, даже криминальные действия (например, кража уникальных предметов для пополнения собираемой коллекции), совсем не свойственные личности подростка и которые он никогда бы не совершил, если бы они не были связаны с увлечением (эта черта патологических увлечений может наблюдаться как при психопатиях, так и при психопатоподобной шизофрении);
2. Необычность и вычурность увлечений («странные увлечения», по Р. А. Наджарову): необычность предмета увлечения уходит далеко за рамки психологически понятного; примером может послужить коллекция образчиков испражнений разных видов животных от выделений маленьких рыбок до фекалий слона (эта черта патологических увлечений бывает присуща психопатоподобной шизофрении).
3. Непродуктивность увлечений: несмотря на то, что увлечению отдается масса времени, ничего не достигается, ничего не создается и ничего не приобретается; знания в избранной области остаются крайне поверхностными и сумбурным; вся деятельность оставляет впечатление машины, работающей на холостом ходу (само увлечение не обогащает и не расширяет знаний о предмете занятий, несмотря на огромную трату времени).
В большинстве же случаев пугающие родителей увлечения своего чада носят временный характер и являются ничем иным, как:
- Дань моде — «Я свой среди своих, я, как все»
- Выражение юношеского протеста взрослым — «Не учите меня жить, я уже не маленький»
- Подсознательным способом привлечь внимание — «Я есть, я живой и я тоже личность»
Это вовсе не означает, что подобные увлечения абсолютно безопасны. Проблема влияния деструктивного контента на детей разобрана в книге «Дети интернета. Что они смотрят, и кто ими управляет.», но нам с вами необходимо понимать, что с этим делать, как реагировать, стоит ли запрещать. Именно эту цель преследует данная статья.
Что с этим делать?
- Не запрещать, а ненавязчиво интересоваться, что привлекает ребенка в том, что он делает, смотрит и т.д., для чего ему данное увлечение, что ему это даст в итоге? Без оценочных суждений и критики, без: «В наше время…». Принять ответы ребенка как данность, если они последуют, если нет — не навязывать разговор насильно — чувство безопасности рядом с родителями формируется намного медленнее, тем более, если уже были прецеденты непринятия и критики ребенка взрослыми.
- Единственно правильный способ разговора с ребенком на проблемные темы, это способ Я-сообщений:
- Как можно спокойнее описать проблемную ситуацию: («Когда я вижу, что…», «Когда это происходит…», «В случае если…»).
- Далее нужно описать свое состояние и эмоциональное отношение к данной ситуации («Я чувствую…», «Я огорчаюсь…», «Я теряюсь…»).
- После этого нужно объяснить причины этого такого отношения («Я считаю, что…», «Мне бы хотелось…»). (Этот пункт может и отсутствовать).
- Представить один или несколько вариантов изменения ситуации и поведения («Может быть, тебе необходимо сделать следующее…», «Возможно намного эффективнее будет, если ты…»).
- Обратить внимание на то, насколько в семье принимаются чувства и эмоциональные состояния каждого из её членов, в том числе и ребёнка. Нет ли эмоционального холода? Еда, деньги, одежда и прочие материальные плюшки не заменят родительской любви и принятия, а отношения между родителями являются примером, сценарием для будущей семьи вашего ребенка. Какого будущего в семейной жизни вы для него хотите? Кстати, зачастую желание сменить пол появляется из-за непринятия ребенком родительских отношений друг с другом. В семьях, где присутствует (не транслируется, не разыгрывается) супружеская любовь взаимоуважение, справедливое распределение ролей мужчина-женщина, вряд ли есть угроза нетрадиционной ориентации у детей.
- Увлеките подростка иными способами времяпровождения, покажите, что в мире есть множество других, не менее захватывающих увлечений: путешествия на природу, совместные виды спорта, экскурсии, игры всей семьей (благо сейчас рынок насыщен потрясающими настольными играми).
- Не критикуйте! Ни своего ребенка, ни его друзей. Хотите контролировать — подружитесь с его друзьями и его интересами, заинтересуйтесь сами миром своего подростка, заинтересуйтесь искренне, попробуйте буквально «влезть в его шкуру» в его состояния, чувства, эмоции и посмотреть на мир его глазами, при этом не нарушая его личностных границ.
Ребенок такая же личность, как и вы.
Ребенок всегда хочет быть равнозначной частью семейной системы, а не подчиненным в ней.
No Comment