Вовремя переключайте тумблер
От автора: Часто сталкиваюсь с вопросом:
— Все говорят о саморазвитии, осознанности, работе над собою, методах улучшения качества жизни и т.д. На такие темы написано множество статей, научных трудов, методик, но… Объясните, пожалуйста, простым человеческим языком, общедоступно, коротко и ясно, что значит менять себя, своё восприятие и улучшать качество жизни. И с чего начинать?
Многие проблемы остаются не решаемыми или решаются не в нашу пользу на волне эмоций. С ними сложно совладать, вовремя остановиться и принять правильное решение.
Предлагаю практику для тренировки переключения сознания из деструктивных установок на конструктивные. Назовём её «Метод тумблера» — переключатель работы мозга с привычной волны мышления на другую — противоположную.
О ЦЕЛЯХ:
Бытует мнение, что человек, не имеющий своих целей, живёт чужими, а как определить свою — для многих сложная задача. Всё большое складывается из мелочей, поэтому речь пойдёт не о глобальных целях, а о тех, которые к ним приводят.
1. Моя ли это цель?
Будучи втянутыми другими людьми в запутанную ситуацию или когда задаёшься вопросом: «А туда ли я иду?» очень помогает способ «переключить тумблер» и задать себе вопрос: А моя ли это цель?
Пример. На работе:
Начальник на работе поручает вам задание, которое, по-вашему мнению, бессмысленно и неадекватное. Задав себе вопрос: «Моя ли это цель?» возможно, вы сразу же найдёте положительные для себя моменты в предстоящей работе и приступите к ней с большим удовольствием. В противном случае будет неприятно выполнять поручение. Сказать прямо об этом начальнику — чревато последствиями. Вы вынуждены подчиниться. Естественно, будете работать с внутренним неприятием, постоянно ворча и культивируя в себе негативные разрушительные эмоции.
Как быть? Если есть возможность уклониться от чужих целей, то это наилучший вариант. Если нельзя — найдите в том, что вы вынуждены делать свои цели:
- Например: Я в ходе этой работы найду способы рациональной и эффективной организации процесса, позволяющей экономить силы, нервы и время.
- Или: Я смогу изучить материал, который мне пригодится в дальнейшем. Повышу свои знания. Сконцентрируюсь на саморазвитии.
- Возможно: Я получу драгоценный опыт свободного общения с людьми, аудиторией.
- Ваши варианты…
Возможностей может быть множество. Положительный момент в том, что сформировав свою цель на базе того, что имеем, интереснее работать даже над не интересным заданием. Появится мотивация. В результате — эффективность, заинтересованность, экономия внутренних ресурсов, стабильность психики, личностный рост. Премия за отлично выполненную работу!))))))
В отношениях:
Жена «пилит» мужа, за то, что он всю жизнь работает на одной должности, а коллеги давно получили повышение. Муж поддаётся влиянию, задумывается, признаёт рациональное зерно в её словах и получает заслуженное повышение. Денег в семье прибавилось, а вот счастья у мужа убавилось — любил он свою работу на старой должности и получал от неё удовольствие, да и зарплаты на нужды семьи вполне хватало. А вот новый статус ему не по вкусу. Ну не его это! Супруг становится ворчливым, раздражительным — всем плохо, жена опять недовольна. Почему так получилось? Не был задан вопрос: «А моя ли это цель?» В поисках ответа мужчина пришёл бы к выводу, что это цель жены, которая продиктована желанием иметь статус супруги начальника или же финансовой составляющей.
О ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ:
2. Где сейчас мой фокус внимания или на что я трачу свою энергию?
Наш мозг часто втягивает нас в ненужные «размышлялки». Обычно дальше размышлений процесс не идёт, а внутренние ресурсы истощаются. Если вовремя «переключить тумблер», можно заставить работать мозг в нужном нам направлении.
Пример: Ссорятся две подруги. Одна упрекает другую в том, что та распространяет о ней сплетни. Вторая оправдывается, защищается, пытается доказать свою правоту, а потом долго мусолит эту тему в себе, жалуется близким, по ночам продолжает прокручивать состоявшийся с подругой разговор. Ситуация от этого не меняется, а негативные эмоции набирают всё более разрушительную силу.
Если бы женщина вовремя задала себе вопрос: «На что я сейчас трачу свою энергию/на что сейчас направлено моё внимание?» Определила бы, что на:
- Бесполезные попытки оправдаться.
- На тщетные доказательства своей правоты.
- На возмущения о вопиющей несправедливости по отношению к ней.
А стоило бы — на решение проблемы!
Понимание того, что в русле тона нападающей проблема не решится, позволило бы своевременно уйти от неконструктивного разговора до тех пор, пока подруга эмоционально не остынет. Либо женщина сумела бы перевести разговор в нужное ей русло. Либо, если «поезд ушёл», смогла бы подумать, как действовать дальше и успокоиться. Вариантов масса, но ими невозможно воспользоваться находясь в состоянии эмоционального аффекта.
О НЕПРИЯТНОСТЯХ
3. Зачем мне всё это?
Когда с нами случаются неприятности, часто возникает вопрос: «За что мне всё это?» Мозг по привычке начинает искать на него ответы и находит! Он, как компьютер, достаёт из файлов всё, что мы туда заложили в ходе жизни и выдаёт:
— Потому, что ты ни на что не способен (уродлив, глуп, трус и т.д.!)
— Это ты во всём виноват!
— К тебе никто серьёзно не относится!
— Свой вариант…
Знакомо? Человеку становится ещё хуже: самобичевание, депрессия… Проблема при этом, опять-таки, не решается, а психика страдает.
Если «переключить тумблер» и сконцентрироваться на вопросе: Зачем мне всё это? Мозговой компьютер автоматически будет подыскивать нужные ответы:
— Чтобы ты понял, что необходимы соответствующие знания!
— Чтобы ты изменил свою линию поведения!
— Чтобы ты научился самостоятельности!
— Свой вариант…
Такой подход созидателен практически в любых проблемных ситуациях потому, что ни смотря на то, что вам плохо, сложно, больно…, вы извлекли для себя урок, и если урок выучен, то проблема больше не повторится. При ином раскладе — вас будут рады видеть ваши «грабли»!
О ПРИЯТНЫХ СЮРПРИЗАХ:
4. Что может быть круче/лучше этого?!
Этот «тумблер» переключает мозг с позитивного момента на поиск ещё большего позитива и заставляет нас обнаруживать что-то ещё лучшее. По сути — та же техника благодарности.
Пример: Человек долго идёт пешком на дальнее расстояние по жаре. Вокруг магазины, а денег купить воды нет. Вдруг видит на дороге 10 рублей и обижается, что мало: » Ну и что мне дадут эти деньги? Была бы хоть 20-ка, хватило бы на газировку, а так…» Как вы думаете в каком настроении он продолжит свой путь? И легче ли будет преодолеваться расстояние? Мозг-то всё фиксирует и действует соответственно указаниям.
Переключаем «тумблер»: «Вау! 10 рублей! Что может быть круче! На стакан чего-нибудь холодненького обязательно хватит! Какая удача! С этой минуты мозговой компьютер будет нацелен на поиск того, что может быть ещё лучше. Поверьте — найдёт обязательно! По дороге вы заметите всю красоту окружающего мира, увидите чудесное в обыденных вещах. Возможно, ещё и сотня попадётся на асфальте. Просто попробуйте!
О ВОСПРИЯТИИ:
5. Что есть ещё, чего я не вижу?
Полезно переключаться на этот вопрос в случаях, когда гложут сомнения, подозрения или когда испытываете дискомфорт, связанный с поступками других людей.
Пример: Жена просит мужа по дороге с работы купить хлеба. Муж благополучно забывает. Приходит домой, радостно целует жену, но без хлеба. Она на него набрасывается с упрёками. Ей обидно: «Невнимателен к моим просьбам, ни о чём попросить нельзя!…» Со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Вопрос, чего я ещё не вижу, позволил бы предположить:
— Он спешил побыстрее домой, ко мне.
— Что-то более серьёзное его отвлекло.
— Возможно, он очень устал…
Доброжелательное уточнение у мужа: что случилось, что он забыл о хлебе, рассеяло бы все сомнения. а дальше — по ситуации. Всё сложилось бы значительно благоприятнее. В конце концов, хлеб можно и у соседей попросить.
С помощью этого «тумблера» мозг тренируется смещать угол зрения с негатива на позитив, расширять восприятие.
Чаще переключайте свой тумблер! Не засоряйте себя не нужным мыслительным мусором!
Удачи всем и благополучия!
ПОРОЙ НУЖНО ПРОСТО ПОСМОТРЕТЬ НА ВСЁ ПОД ДРУГИМ УГЛОМ!
Спасибо за внимание и за «Спасибо!»
Рада отзывам, мнениям и комментариям!
1 Comment
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Не могу с Вами не согласиться, только вот пока никак не пойму, как мне свой переключить)) Ситуация у меня как у всех ВНЕШНЕ. Мы работаем, дома ожидает быт и т. д., и т. п. Я осознаю, что воспринимаю ситуацию, как старики, внешне не бурчу пока, вроде, но внутри постоянное напряжение и порою– бу–бу–бу. Не хочется, однако, так жить, а как по–другому не знаю, грешу на то, что пока не встречались мне реальные люди с примерами из жизни, а истории мы и сами сочинять гаразд.