Успех — внутри нас. Тренинг уверенности для школьников
Цель: создание атмосферы психологического комфорта и поддержание психоэмоционального здоровья учащихся, создание в группе позитивного эмоционального настроя; развитие уверенности в собственных силах.
Возраст: 10–14 лет.
Время: 2 встречи по 30–40 минут.
Комментарий: упражнения можно использовать при подготовке к экзаменам, контрольным работам.
Ход занятия
Ведущий. Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое успех.
Упражнение «Прошепчи мне имя»
Модификация игры К. Фопеля «Прошепчи имя».
Цель: настроить детей на доброжелательный лад.
Инструкция. Сядьте, пожалуйста, в круг. Сейчас каждый из вас будет шепотом произносить свое имя соседу, который сидит слева. Сосед слева будет говорить: «Здравствуй (имя соседа)», затем свое имя шепотом соседу слева. И так, пока все не назовут свое имя.
Упражнение «Успех — это…»
Цель: сплочение группы, повышение самооценки.
Материалы: бумага, цветные карандаши, фломастеры.
Инструкция. Дети сидят в кругу. Ведущий предлагает подобрать ассоциации к слову «Успех». Задача детей: повторить то, что сказал предыдущий участник, и назвать свою ассоциацию к слову. Затем ведущий предлагает детям нарисовать ассоциацию к слову «Успех». После этого организуется выставка рисунков.
Анализ упражнения
— Трудно ли было подбирать слова?
— Что было легче — подбирать слова или сделать рисунок?
— Что вы чувствовали, когда рассказывали об успехе?
Ведущий. Молодцы, сейчас мы с вами попробуем почувствовать радость от своей деятельности.
Упражнение «Ура, успех!»
Модификация упражнения С. Гиппиус (в кн.: «Гимнастика чувств». М.: Искусство, 1967).
Цель: повышение уверенности, стимуляция чувства успеха.
Инструкция. По моей команде (я хлопну в ладоши) кричите «Ура!». (Дети выполняют.)
Ведущий объясняет участникам, что кричать нужно тогда, когда возникает повод. И в ту секунду можно громко говорить, искренне радоваться. Например, «Я досрочно сдал экзамен!», «Я получил «5»!», «Я справился с заданием!». В этом случае укрепляется привычка действовать целесообразно.
Анализ упражнения
— Что вы чувствовали, когда радовались успеху?
— Как это упражнение может помочь в подготовке к экзаменам?
Ведущий. Молодцы, настроились на успех.
Упражнение «Дорога к успеху»
Цель: активизировать ресурсы для стремления к успеху, повышения самооценки.
Материалы: листы А4 , цветные карандаши.
Инструкция. На пути к успеху встречаются различные препятствия, преграды, и от того, как мы их преодолеем, зависит, достигнем ли мы его. Сейчас мы попробуем идти к успеху через различные препятствия. В начале нашего пути мы на листочках напишем качества, которые помогают нам на пути к успеху. Вам нужно на приготовленных листах цветными карандашами написать свои положительные качества.
Теперь нам нужно с помощью считалки выбрать двух участников.
Когда дети выберут участников, им предлагается встать друг напротив друга на определенном расстоянии (около 2 метров). Ведущий раскладывает между участниками листы А4 с написанными качествами.
Задание: один участник в роли ведомого, второй — в роли поводыря. Задача второго участника — говорить, сколько и в каком направлении сделать шагов, чтобы не наступить на препятствие. Если ведомый наступил на препятствие, игра прекращается. Листок переворачивается, и ведомый зачитывает качество. Затем участники игры меняются местами.
Ведущий. Сейчас мы с вами попробуем вспомнить свои успехи и определить цели, ведущие к успеху.
Упражнение «Моя лесенка уверенности»
Цель: повышение уверенности, самооценки. Материалы: карточки с нарисованной маленькой лесенкой; ватман с нарисованной большой лесенкой.
Инструкция. Участникам раздаются карточки с нарисованной лесенкой. Каждый должен нарисовать себя на определенной ступеньке лесенки. Затем на листочках записать свои успехи в школе, дома, в кружке. Ведущий говорит, что каждый наш успех поднимает нас на одну ступеньку вверх.
— Теперь я положу на пол ватман с нарисованной лесенкой успеха, и вы должны встать на любую понравившуюся вам ступеньку «Уверенности».
Затем ведущий предлагает на верху лесенки написать свою цель при подготовке к экзаменам, урокам. Потом на каждой ступеньке написать, что каждый будет делать по достижении своей цели.
Инструкция для ведущего. Если в группе есть дети, которые нарисовали себя внизу лесенки, предложить им рассказать о своих успехах и снова дать карточку и предложить нарисовать себя.
Анализ упражнения
— Как вы думаете, планирование действий ведет к успеху?
— Почему важно определять цель?
— Как может помочь целеполагание готовиться к экзаменам? Почему?
Ведущий. Кто такой, по вашему мнению, самостоятельный человек? Как вы думаете, самостоятельный человек может стать успешным? Сейчас мы с вами попробуем разобраться в этом.
Упражнение «Мои шаги к самостоятельности»
Модификация плаката Е. Лютовой, Г. Мониной.
Цель: расширение поведенческого репертуара и жизненного опыта детей, умения договариваться в группах.
Материалы: карандаши, ватман, краски, цветные мелки, карточки (карточки к упражнению находятся во вложении).
Инструкция. Дети сидят за столами. Ведущий просит их назвать свои примеры проявления самостоятельности, затем раздает карточки с описанием разных способов поведения. Детям необходимо выбрать те карточки, которые подходят им.
Инструкция для ведущего. Если дети не нашли подходящий для них способ поведения, то им предлагается написать свой собственный. Потом педагог зачитывает все способы поведения, которые написали дети, обобщает их и делает вывод о том, какие способы характерны для них. После обобщения педагог предлагает детям разделиться на тройки и нарисовать на ватмане те способы поведения, которые они используют в своей жизни.
Анализ упражнения
— Как вы думаете, что можно сделать, чтобы всегда выполнять домашние задания?
— А хорошо это или плохо — не выполнять свои обещания?
Упражнение «Цвет успеха»
Цель: закрепить понимание, какие эмоции сопутствуют успеху.
Материалы: краски, листы бумаги.
Инструкция. Детям предлагается подумать и нарисовать, какого цвета успех. Обязательное условие: рисовать учащиеся должны руками.
Анализ упражнения
— Как вы думаете, какой цвет дружит с успехом?
— Бывает ли у вас настроение такого цвета?
— Как вы себя при этом чувствуете?
Итог занятия
Дети садятся в круг. Ведущий включает запись, и на фоне тихой, спокойной музыки дети делятся своими чувствами. Например, «Я чувствую сейчас удовольствие», «Я — восторг» и т.д.
Из методических материалов семинаров психологов.
No Comment