Техника «5 почему». Как узнать суть проблемы?

Техника «5 почему». Как узнать суть проблемы?

Александр Кузьмичев
Врач-психотерапевт
Часто, когда ко мне приходят клиенты, приходится сталкиваться с такой ситуацией: клиент есть, дискомфорт или проблема у клиента есть – а вот ее причину клиент не знает. Я, естественно, не беру те случаи, когда суть проблемы лежит вне сферы понимания или восприятия клиента (например, ПТСР, неврозы или депрессии).

Но, в целом, подобное явление распространено очень широко. И в то же время есть техника, которая полезна и терапевту – для прояснения запроса и клиенту – просто потому что проблемы возникают у кого угодно и регулярно.

Так вот, чтобы узнать суть проблемы японцы веками использовали технику «5 почему». Для ее реализации берется исходная ситуация.

Например:

– Я постоянно опаздываю. Почему?

– Потому что мне постоянно не хватает времени. Почему?

– Потому что я долго собираюсь. Почему?

– Потому что я хочу выглядеть хорошо. Почему?

– Потому что я хочу производить впечатление на окружающих. Почему?

– Потому что я замуж хочу:).

Или другой пример:

– Я часто конфликтую с женой. Почему?

– Потому что я хочу, чтобы она меня уважала. Почему?

– Потому что часто ко мне придирается по воду и без. Почему?

Тут стоит уточнить, что при ответах на вопросы этой техники нельзя переводить фокус внимание на кого-то еще. Речь идет только о своей личной роли в развитии событий.

– Потому что я мало уделяю внимание порядку в доме. Почему?

– Потому что я считаю, что это не мужские обязанности. Почему?

Кстати, вариант «меня так воспитали» не подойдет – он тоже снимает фокус внимания персонально с вас.

– Потому что сила мужчины в его способности зарабатывать деньги.

В принципе, всего того же можно добиться и обстоятельной беседой по душам с психологом/психотерапевтом. Но это требует больше времени и сил, и повышает риски дрейфа вашего внимания. А потому можно приписать этой технике статус экономящей ваше время.

Достаточно просто, но эффективно.

Виктория Спахова

Обратиться к психологу →

Related Posts

Оптимальное развитие. 13-15 лет. Кризис 13 лет.

Оптимальное развитие. 13-15 лет. Кризис 13 лет.

Оптимальное развитие. От 6(7) лет — до 12 лет. Кризис 7 лет.

Оптимальное развитие. От 6(7) лет — до 12 лет. Кризис 7 лет.

Оптимальное развитие от 1 -до 3х лет.

Оптимальное развитие от 1 -до 3х лет.

Как создать оптимальные условия для развития ребёнка до 1 года.

Как создать оптимальные условия для развития ребёнка до 1 года.

No Comment

Добавить комментарий

Метки

БИБЛИОТЕКА ГОТОВИМСЯ К УРОКАМ ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. КОРОНАВИРУС КАК ВЫБРАТЬ СПЕЦИАЛИСТА КАК ПЕРЕЖИТЬ НЕПРИЯТНОСТИ КОНФЛИКТЫ И РЕШЕНИЯ КПТ ЛЮБОВЬ. БРАК. ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ НАРУШЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ НЛП ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ О МОЗГЕ ОПТИМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ В ЧС ПМПК ПОДРОСТОК ПОЗНАЁМ СЕБЯ ПРОБЛЕМА-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ПСИХОСОМАТИКА РАБОТА С ЧУВСТВАМИ. ЭМОЦИЯМИ РАЗВОД И ДЕТИ РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ РОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНИКОВ СКАЗКОТЕРАПИЯ СТРАХИ И ФОБИИ СУИЦИД ТЕХНИКИ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ ТРУДНЫЙ РЕБЁНОК УПРАЖНЕНИЯ. ТРЕНИНГИ. ЗАНЯТИЯ УСТАНОВКИ ТРИГГЕРЫ ИСКАЖЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛЬ УВЕРЕННОСТЬ ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ