Проект «По радуге жизни к своему Я»
Презентацию можно скачать здесь: https://cloud.mail.ru/public/5iPm/4NmqVSVXP
Сл. 1.
Тема психологического просвещения в школах не нова, но я нигде не встречала конструкта, некой цельной и взаимосвязанной программы по просвещению, которая бы охватывала всех участников образовательного процесса: обучающихся, родителей и педагогов, как единое целое. Например, существует проблема, агрессивного поведения детей в школе. Прорабатывая эту проблему только с ребенком можно, конечно же, достичь определённого результата, но он будет более эффективен, если и в семье ребёнка обстановка, приведшая к возникновению агрессии, будет также откорректирована. А если и педагоги, внесут свой вклад в изменение ситуации, то результата будет наиболее эффективен.
Именно этот факт подвиг меня разработать тему просвещения в комплексе для всех категорий объектов, взаимодействующих с ребёнком.
Сл. 2.
В методических рекомендациях по планированию работы
социально-психологической службы системы образования
Луганской Народной Республики на 2017-2018 учебный год (Приложение к приказу МОН ЛНР от 28 июля 2017 года №505)\
Одним из основных видов деятельности службы названо именно психологическое просвещение обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей), педагогических работников.
Сл. 3
Поэтому данный проект направлен на устранение таких пробелов в знании психологии, как скупые и однообразные сведения взроослых о психологических особенностях детей.
В своей работе, консультируя, например, родителей, столкнулась с тем, что родители понятия не имеют о возрастных новообразованиях ребёнка и важности правильного их формирования для психического здоровья личности в будущем, как и не умеют правильно решать конфликтные ситуации с детьми, оказывать им поддержку в сложные для них моменты. То же касается и учителей. К сожалению, сталкивалась с тем, что педагоги не всегда учитывают мотивационную сферу обучающихся и не используют возрастные и личностные особенности детей для того, чтобы заинтересовать в своём предмете, для более эффективного получения знаний, т.к. они попросту не владеют необходимыми психологическими знаниями, и не считают нужным: «Я уже столько лет проработала, что нового мне может сказать психолог? Да и вообще, психология – это баловство», — к сожалению, бытует такое мнение среди педагогов. К сожалению, такое отношение приводит к деструктивному развитию психических процессов человека.
Сл 4.
Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы:
1.Знакомить работников образовательных учреждений, учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка.
- Формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересе развития собственной личности.
3.Знакомить учащихся с основами самопознания, самовоспитания.
Сл.5
Почему я рассматриваю задействование всех трёх сфер жизни школьника: родителей, педагогов и самих обучающихся? Потому, что, как уже говорила, считаю, что невозможно достичь высокого результата, исключив хотя бы один компонент.
Например, во время занятий с детьми часто всплывают психологические проблемы, которые невозможно решить без привлечения родителей и педагогов. Приведу пример из практики:
За консультацией обращается мама подростка, с проблемой нежелания посещать школу, как выяснилось, причиной была ломка голоса у мальчика – он стеснялся своего писка. Интересно то, что одноклассники не смеялись над ним, но, тем не менее, ребёнок стеснялся своего голоса. Оказалось, что мама, желая помочь сыну справиться с писком, каждый раз напоминала: «не пищи». Не зная возрастных психофизиологических особенностей ребёнка (а именно того, что для мальчика её фраза воспринималась, как то, что иметь такой голос неестественно и стыдно), она считала, что поступает верно, чем ещё больше вредила.
На уроках ребёнок боялся что-либо говорить, замыкался в себе, чем вызывал гнев учителей, считающих, что он игнорирует их вопросы, что ещё больше усугубляло ситуацию и ломало психику ребёнка. Как защитная реакция – стали проявляться тенденции к агрессии.
Сл. 6
На этом слайде вы видите схему реализации и планирования работы психолога по фактической проблеме. Темы психологического просвещения для работы с детьми, родителями и детьми, подбираются в соответствии с проблемой. Поэтому тематика занятий в проекте дана в примерном варианте и может корректироваться.
Сл. 7. родители
Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности.
Поэтому просвещение родителей считаю первостепенно важным. И начинать его желательно с самого рождения или даже до рождения ребёнка, т.к. жизненные сценарии и установки формируются, как известно до 6 лет, но это уже тема для следующего проекта.
В данном проекте, просветительская работа с родителями делится на 4 ступени, каждая из которых решает определённые задачи (вы их можете видеть на слайде)
В целом работа может быть как плановой (системной), так и ситуативной.
На каждой из ступеней при выборе форм, средств, технологий работы приоритет отдается тем, которые наиболее сообразны возрасту детей родителей:
игра, беседа, урок – на первой-второй ступенях;
практикум, тренинг, акция – на второй-третьей;
исследование, проектирование, передача опыта – на четвертой.
Сл. 8-9-10
Примерные темы психолого-педагогического просвещения родителей и также примерное количество отведённых на занятия часов составлены с учётом требований школы, возраста детей и психологических особенностей развития ребёнка в каждом возрастном периоде.
Продолжительность занятий – 40 мин — 1 час.
Сл.11.Ожидаемый результат:
Что же дают в итоге просветительские занятия с родителями?
- Знание возрастных особенностей ребёнка и умение правильно развить каждое новообразование, необходимое для полноценного психического развития
- Родители знают как, и помогают ребёнку преодолеть трудности в обучении
- Родители знают как, и помогают ребёнку правильно определить своё место в будущем и способствуют успешной социализации
- Родители вовремя распознают отклонения в поведении и принимают профилактические меры
Сл.12 учитель
На слайде Вы видите перечень основных целей и задач просветительской работы с педагогами, которая осуществляется по запросам администрации и по факту возникновения проблемы. Разработана примерная тематика занятий, соответствующая цели повышения профессиональной психологической культуры педагогов. Количество занятий уточняется с администрацией образовательного учреждения. Опыт работы школьных психологических служб показал, что оптимальным является цикл из 16 занятий (не более 10 тем).
Сл.13
Примерные темы занятий с учителями разработаны по результатам опыта работы практическим психологом в школе, проведённых диагностик и с учётом пожеланий самих педагогов.
Вы их видите на слайде.
- Обучение детей с учётом психофизиологии
- Решение проблем поведения во время урока
- Навыки конструктивного общения
- Бесконфликтное образовательное пространство
- Защита от психологического воздействия (давления, уничижения, манипуляции)
- Профилактика эмоционального выгорания- стрессоустойчивость
- Построение психологически комфортного пространства
- Самосознание учителя
- Профессиональное взаимодействие
Сл. 14. Ожидаемый результат:
Предполагается, что психологическое просвещение педагогов даст им:
- Знание возрастных особенностей ребёнка и умение правильно использовать их для эффективного усвоения знаний на уроках
- Умение решать поведенческие проблемы на уроках и конфликтные ситуации со школьниками
- Умение не поддаваться негативном психологическим воздействиям: манипуляциям, давлению и т.д
- Умение справляться со стрессовыми ситуациями и эмоциональным выгоранием
Сл. 15. Дети
Просветительские занятия с обучающимися направлены также и на коррекцию отклонений в психическом развитии. Они отражают личные проблемы, поэтому могут использоваться в качестве профилактики неблагоприятных процессов.
Такие занятия помогают наладить адекватные межличностные взаимоотношения, повысить коммуникабельность, укрепить уважение к окружающим и чувство собственного достоинства, скорректировать свое поведение.
Одной из форм психологического просвещения школьников являются уроки по психологии. Урок по психологии совмещает в себе и информационную часть, и тренинговую, и др. Учитывая возрастные особенности учащихся, педагог-психолог может использовать такие занятия и в коррекционно-развивающих целях, организуя групповую работу с детьми.
На слайдах Вы видите примерную тематику и направленность таких уроков.
Для реализации проекта в младшей школе предлагается перечень отдельных тематических блоков для каждого класса, состоящих из 3-4 тем, включающих в себя от 5 до 10 занятий.
Сл. 16.
Занятия или уроки по психологии в школе проводятся в зависимости от возможностей расписания школы, чтобы не перегружать обучающихся, поэтому количество занятий в тех или иных классах могут варьироваться. Продолжительность занятий – в начальной школе 30 минут. В среднем звене – 40 минут. В старшем – 45-минут. Разработки примерных программ занятий прилагаются.
Для просветительской работы в среднем звене предлагается примерный тематический план, состоящий из 4-х занятий (разделов) в каждом классе и включающий в себя, как теоретическую часть, так и диагностическую, а также тренинговые занятия с элементами психогимнастики, арт-терапии и т.д.
Для реализации проекта в 9-11 классах, предлагаю использовать как примерную, программу (основаную на программе А.С. Прутченкова) «Психологические тренинги «Я — выпускник» для 9 -11 классов.
Сл. 17. Ожидаемый результат.
В процессе реализации данного проекта с обучающимися, предполагаются следующие результаты:
- Умение брать ответственность за собственные взгляды и убеждения, отстаивать собственную точку зрения; развитие самостоятельности.
- Умение решать собственные поведенческие проблемы и конфликтные ситуации.
- Делать рациональный выбор, оценив альтернативную стоимость других решений;
- Осознание своих особенности и особенностей других; умение оценивать свои чувства; принимать людей такими, какие они есть;
- Уверенность в себе, адекватная самооценка
- И, как следствие — повышение уровня обучаемости и воспитанности детей, развитие творческих способностей.
Сл 18.
Развитие личности ребенка, его способностей, интересов – процесс непрерывный.
Для того чтобы прогнозировать, направлять, вести ребенка к успеху, его нужно знать и понимать.
Взрослые должны создать приемлемые условия для полноценного развития ребенка, но для этого этому нужно научить самих взрослых.
Детей также нужно тренировать, настраивать на здоровый как психический, так и физический образ жизни.
Постепенно процесс воспитания здоровой психики ребенка должен перейти в ее самовоспитание.
Необходимость психологического просвещения людей декларируется с момента возникновения научной и, позже, практической психологии, однако до сегодняшнего дня такая работа не организована как постоянно действующая система, охватывающая все стороны жизни и деятельности людей.
Данный проект направлен на создание именно такой действенной и действующей системы в школе.
Благодарю за внимание!
No Comment