Примерная схема анализа психологического занятия
- Цели и задачи занятия.
- Вид занятия (психогимнастика, занятие с элементами тренинга, развивающее занятие и др.).
- Форма занятия (групповая либо индивидуальная).
- Этапы занятия, их связь.
- Продолжительность занятия.
- Соответствие игр и упражнений целям занятия.
- Учет индивидуальных и возрастных особенностей детей при проведении занятия.
- Использование педагогом – психологом невербальных приемов в общении с детьми.
- Доступность, логичность, эмоциональность речи педагога- психолога.
- Темп, громкость, правильность, интонированность, четкость артикуляции речи педагога – психолога.
- Уместность применения наглядного материала.
- Эстетичность наглядного материала.
- Эмоциональное состояние детей во время занятия.
- Отношение детей к педагогу-психологу (позитивное, негативное).
- Психологическая дистанция между педагогом-психологом и детьми («над», «под», «рядом», «вместе»).
- Использование всех каналов восприятия: аудиальный, визуальный, кинестетический.
- Реакции педагога – психолога на проявления детей:
-на нарушение дисциплины;
-на высказывания;
-на юмор.
Примеры самоанализа
Самоанализ занятия психолога- педагога Котковой Е.М.
Тема занятия: «Радуга настроения».
Детям подросткового возраста сложно справляться со своими эмоциями, часто не умеют выражать свои чувства и не всегда понимают какие переживания их побуждают к тем или иным действиям. При этом часть детей уже способны осознать и выразить свои эмоции. Главная задача моего занятия — научить их осознавать свои чувства и понимать, как они проявляются в поведении. Таким образом, учащиеся учится определять свои чувства, развивает свой словарь, устанавливает добрые положительные отношения с окружающими.
Занятие проводилось с детьми с 6 по 9 классов с ОВЗ.
На занятии присутствовало 5 учеников: 4 девочки и 1 мальчик.
Ребята в этом классе не дружные, проявляются упрямство,внутренние переживания, стремление к самостоятельности, ранимые, обидчивые.
Все мальчики и девочки класса ОВЗ легко возбуждаются и не всегда могут справиться со своим состоянием. Это может приводить к ухудшению дисциплины, особенно на последних уроках или после контрольных работ: подростки начинают громко говорить, хохотать.
Настроение подростков подвержено резким перепадам (переходы от безудержного веселья к депрессивной пассивности). Возрастает обидчивость, раздражительность. Даже незначительное замечание нередко приводит к бурной реакции.
Эмоциональный опыт ребенка оказывает большое влияние на его общее развитие, поэтому я разработала занятие, посвященное работе с чувствами.
Цель занятия:осознание своих эмоций, и эмоций других людей.
Задачи:
-
Развивать способность выражать свои чувства в вербальной форме, тем самым снижать вероятность их неадекватного проявления в поведении;
-
Обучать детей узнавать чувства по мимике лица;
-
Развивать эмпатию, способность понимать и поддерживать других;
-
Продолжать обучать детей навыкам взаимодействия, сотрудничества;
-
Уточнять и расширять имеющиеся представления о чувствах и эмоциях;
-
Формировать положительные взаимоотношения в коллективе сверстников;
-
Создавать положительное эмоциональное настроение.
Материалы и оборудование:
SMARTдоска, фланелеграф, листы бумаги А4, краски, кисточки, таблица «Палитра цветов», музыка для релаксации, листы бумаги с изображением силуэта человека.
В результате проведенного занятия цель была достигнута с помощью следующих упражнений:
Упражнение «Цветок настроения». Цель: узнать настроение учащихся на занятии.
Игра «Весёлые шарики».Цель: развивать умение объединять чувства по смыслу.
Методика «Палитра чувств». Цель: умение соотнести чувства с цветами.
Игра « Угадай эмоцию«. Цель:обучать детей узнавать чувства по мимике лица, а такжеуточнять и расширять имеющиеся представления о эмоциях.
Релаксация.Сказка« Счастье «и упражнение «Цвет настроения».Цель:развить навыки самопознания, самовыражения, творческие способности, гармонизация внутреннего мира.
Рефлексиязанятия. Цель: получить обратную связь от учеников, подвести итог занятия.
Использованные формы, приемы и методы работы на занятии:
-
Диалог и дискуссия.
-
Групповая, обучающая работа.
-
Индивидуальная работа и работа в группе.
-
Индивидуальная творческая работа.
-
Обмен мнениями, впечатлениями (рефлексия).
-
Релаксация для снятия психомышечного напряжения.
Данные методы выбраны с учетом возрастных особенностей детей – подростков и с учетом репрезентативной системы восприятия учащихся:
Визуальной репрезентативная система – слайдовая презентация темы (картинки, работы других ребят), информация на доске.
Аудиальная репрезентативная система – лекционная подача информации, релаксационная инструментальная музыка.
Результат проведенного занятия:
Ребята активно отвечали на поставленные вопросы, испытывали большой интерес к занятию.
Принимали участие решении поставленных задач на занятии.
Для активации мыслительной деятельности, задавались вопросы поискового характера «почему? », «как вы думаете? », «как правильно? ».
Считаю, что поставленная цель и задачи реализованы.
Занятие прошло, как я и планировала.
No Comment