Оптимальное развитие. От 3х до 6 (7) лет.
Продолжение цикла статей о сензитивных периодах.
Начало смотрите по ссылкам ⇒
Как создать оптимальные условия для развития ребёнка до 1 года.
Оптимальное развитие от 1 -до 3х лет.
Оптимальное развитие. Кризис 3х лет.
Речевое развитие и развитие общения.
Используйте этот период максимально полезно — создайте условия для развития именно того, чем ребёнок интересуется в каждый определённый период своей жизни — и вы минимизируете трудности с обучением в будущем!
- Проявляется интерес к буквам: с удовольствием обводят буквы из шершавой бумаги и не только, играют с подвижным алфавитом — выкладывают буквы в ряд вплоть до простых слов.
- Большое значение имеет речь, которую дети слышат, книги, которые взрослые читают им. Не стоит разговаривать с детьми на упрощенном детском лепете — они учатся владеть речью. Мотивируйте их говорить правильно, доступно, конструировать свои мысли в простые предложения, постепенно усложняя конструкции предложений.
- В возрасте 4 — 4.5 лет ребенок начинает спонтанно писать отдельные слова, предложения и даже короткие рассказики, даже если никто его не учил письму. Для этого момента важным становится предыдущее и продолжающееся развитие моторных и сенсорных навыков — реализация потребности в движении.
У каждого ребенка двигательная активность протекает по-своему (её развитие начинается уже с рождения). В некоторые моменты ребенок концентрирует свое внимание на определенных движениях и действиях. И если сначала малышу интересны именно движения, направленные на изучение способностей своего тела: открыть дверь ногой, передвинуть что-то тяжелое и, даже мытье посуды или стола вызывает удовольствие благодаря самому процессу, а не результату, то затем он начинает интересоваться более сложными действиями, которые уже требуют лучшей координации.
Следует обеспечивать условия для удовлетворения растущей и различной потребности в двигательной активности — уберите лишнее и опасное. Поставьте интересующие его игрушки и материалы для работы в разных местах — подальше от стола, за которым работает ребенок, чтобы он мог переносить их с места на место.
Давайте ребёнку поручения, учитывающие его потребность в движении.
4. В возрасте около 5 лет ребенок без принуждения и самостоятельно учится читать. Для этого важно как проходило его речевого развитие ранее. Процесс письма — это выражение собственных мыслей, а процесс чтения — еще и понимание мысли других, что гораздо сложнее, чем выражать собственные.
5. В возрасте 2.5 — 6 лет ребенка активно интересуют правила вежливого поведения. Запоминание и копирование форм невежливости происходит само собой. Убрать все негативно влияющие факторы вы не сможете (например, не закроете рот прохожему и т.д), но вы можете научить культурному общению, способам верного восприятия негативных явлений в социуме (например: «Дядя не знает, что так нехорошо — его, возможно, мама не научила»), чтобы он чувствовал себя адаптированным и уверенным, находясь в обществе самых разных людей. Огромный плюс в том, что ребенку в этом возрасте интересно и хочется применять хорошие правила общения — так он чувствует себя значимой частью своего окружения. Он хочет знать, как вежливо попросить другого не мешать, как представиться незнакомому человеку, как поздороваться, попрощаться, попросить о помощи и т. д. А откуда сможет почерпнуть такие знания, если взрослые своевременно не научат?
6. Также важно общение со сверстниками для того, чтобы учиться строить взаимоотношения с другими людьми на собственном опыте. Полное отсутствие такой возможности тормозит умственное развитие. Например, в детском коллективе дети учатся общаться, вести себя в обществе. Есть такая практика (Монтессори), когда группе деток предоставляются разнообразные материалы в единственном числе для того, чтобы обучать договариваться, ждать, просить и отказывать, благодарить и соглашаться сотрудничать. Общение в своей среде позволяет преодолеть агрессивность, детки становятся более внимательными, заботливыми, готовыми сотрудничать с другими детьми. Дошкольники умеют даже «вчувствоваться» в состояние окружающих. Они начинают понимать, что их сверстники и взрослые люди чувствуют и переживают не всегда так, как они. Поэтому многие адекватно реагируют на переживания других.
Важно знать, что к 6-7 годам для ребенка происходит расслаивание сферы человеческих взаимоотношений на нормативные (в деятельности) и человеческие (по поводу деятельности). Последние носят управляющий характер по отношению к первым, в них нормы ставятся под индивидуальный контроль. Для дошкольника такая дифференциация недоступна, он путает эти две сферы отношений. Для него симпатия и антипатия более значимы, чем нормы и правила.
Умственное развитие.
- От 3 до 6 лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ему думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Однако логическое мышление еще не сформировалось. Этому препятствует эгоцентризм, центрация и неумение сосредоточиться на изменениях объекта. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Сказка – это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность.
- 4-5 лет — апогей сказочного мышления. Затем оно разрушается («Это не по правде»). Когда ребенок начинает различать быль и небыль, сказка превращается в миф. Отличается сказка от мифа по функции. Миф – объяснение некоторых сторон действительности. А сказка – средство организации поведения ребенка, у нее сугубо педагогическая функция. Сходство – в системе образов.
- С 5 лет ребенок творит собственную мифологию. Именно к этому возрасту относятся различные вопросы о происхождении. Эти вопросы носят принципиальный характер (откуда взялся мир). Это первые вопросы, на которые ребенок хочет получить ответы в процессе обучения, первая исходная форма теоретического мышления ребенка.
- В 5-7 лет ребенок пытается осмыслить такие явления, как смерть. Это абстрактное понятие, реальный смысл которого трудно осознать. Насколько хорошо дети поймут его, зависит от уровня умственного развития. Пиаже считает, что мышлению ребенка этого возраста свойствен анимизм – стремление приписать неодушевленным предметам или животным человеческие черты. Он исчезает по мере умственного и эмоционального развития детей, к школе анимистические представления сменяются более реалистическими, хотя не исчезают совсем.
Желание взрослых избежать ответов на вопросы детей приучает их к мысли, что эта тема запретна. Уклончивая или искаженная информация может помешать детям проанализировать свои чувства и мысли и вызвать необоснованную тревогу. Но столь же важно не давать детям ту информацию, о которой они не спрашивают и с которой не могут справиться эмоционально или осмыслить до конца. Лучший вариант – дать простые и прямые ответы на их вопросы.
Эмоциональное развитие.
Дети старшего дошкольного возраста должны научиться также справляться с агрессивностью. Есть определенная закономерность в развитии детской агрессивности. До 3 лет отмечаются обычные проявления темперамента с короткими вспышками гнева, но настоящая агрессивность для детей не характерна. Пик ее приходится на 4,5 года, а затем постепенно убывает, пока не сходит на нет. К началу школьного возраста дети усваивают нормы поведения, которые способствуют ослаблению агрессивности. Родители могут ускорить этот процесс, прививая детям навыки социального общения и стимулируя чувствительность к переживаниям других. Кроме игры помогают овладеть социальными техниками чувствования сказки.
Формирование структуры личности.
Маленький человек открывает себя с радостью, что он такой, что он есть, а главное – с любовью и восторгом.
Для девочек самоактуализация еще в раннем детстве выступает в виде привлекательности, для мальчиков – в виде эффективности. Это следствие культурных образцов. Под влиянием этих двух факторов у дошкольников складываются основные структуры личности:
- Уровень притязаний формируется путем успехов и неудач. У детей он чрезвычайно высок, но под влиянием неудач начинает снижаться. Если ребенок найдет свою область (сферу деятельности или сферу общения), то страх компенсируется уверенностью в себе, в собственных силах. Ребенок постоянно утверждается в том, что у него есть преимущественного перед другими. Стратегия родителей – сформировать в дошкольном возрасте уверенность в своих силах, а не способности.
Позиция уверенности: «Все зависит от меня, моих способностей, качеств, я могу все изменить, если изменю себя. Во мне причина неудач и успехов».
Позиция неуверенности: «Я нахожусь под влиянием обстоятельств, от меня ничего не зависит, все произойдет по воле рока».
2. Я — концепция:
Оценочный уровень. Самооценки в собственном виде еще нет. Ребенок не может оценить такие свои качества, как доброта, чуткость и т.д., без вспомогательной шкалы «хорошо-плохо», но если попросить его отметить меру этих качеств на предложенной ему шкале, он с этим справится.
Эмоциональный уровень. Восприятие себя связано с неким типом переживаний (удивление, страх, угроза и т.п.). Имеется в виду способность составить описание самого себя. Ребенка можно понять через рисунки. связаны с его образом взрослости. Если образ взрослости присоединен к обучению, то оно будет удовлетворять ребенка, и наоборот.
Значение игры.
К 5-6 годам складывается механизм смысловой коррекции побуждения к действию. Действие становится поступком, и ребенок выбирает, исходя из того, какой смысл будет иметь тот или иной поступок. Игрушки в это время являются моделями предметов, с которыми «играют» взрослые. Это так называемая сюжетная игра . Ребенок в процессе ее воспроизводит сюжеты действий. В центре внимания не роль, к примеру, врача, а действия, имитирующие действия врача. К правилам ребенок еще не чувствителен. Ролевая игра преобладает вплоть до 6-7 лет. Самое главное для ребенка – ролевая идентификация, сюжет отходит на задний план. В игре он имеет возможность прожить то, что является для него недоступным в жизни взрослых.
Игра имеет важное значение и для эмоционального развития детей — помогает справиться со страхами, порожденными травмирующими ситуациями (ночные кошмары, ужасные истории, долгое пребывание в больнице). Главное, что ребенок получает в игре, – возможность взять на себя роль. В ходе проигрывания этой роли преобразуются действия ребенка и его отношение к действительности.
До семи лет, пока ребенок не пошел в школу, ему разрешается играть. Так было не всегда. Там, где ребенок с детства включен в труд взрослых, игра отсутствует. Дети всегда играют в то, что им недоступно. Поэтому в обществе, где ребенок приобщен к труду взрослых, игры не нужны. Там дети играют в «отдых».
Сензитивные периоды универсальны и индивидуальны одновременно, поэтому особую роль в отслеживании хода развития ребенка играет искусство наблюдения. А для того, чтобы сложить картинку об актуальных зонах развития воедино, рекомендую читать все статьи, касающиеся возраста 0-7 лет, так как четко обозначить возникновение того или иного периода невозможно.
No Comment