Конфликт ученик-учитель
Конфликты и способы их разрешения.
(материал для психолого-педагогических семинаров)
Стратегия действий учителей в условиях конфликта.
В процессе своей профессиональной деятельности педагогу помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения, приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями. При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно. Да и нужно ли? Ведь правильно разрешив напряженный момент, легко добиться хороших конструктивных результатов, сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных аспектах.
Слайд1. (скачать презентацию к материалу можно здесь)
Конфликт (лат.) – столкновение желаний, взглядов, убеждений.
Самое страшное в конфликте – это чувства, которые испытывают люди друг к другу. Страх, злоба, обида, ненависть – главные чувства конфликтов.
Слайд 2. Особенности конфликтов: конфликты неизбежны в жизни любого человека, касается ли это его внутреннего мира, либо разнообразных взаимоотношений с другими; попытка ухода от них чаще всего бесполезна только их усугубляет; конфликты большей частью успешно разрешимы; конфликты оказывают позитивное и созидательное влияние на развитие личности, углубляя и укрепляя взаимоотношения.
Виды конфликтов:
Слайд 3.
- Конструктивный (полезный) — выражает борьбу противоречий, посредством которой осуществляется развитие; решение такого конфликта полезно для сторон, принимавших в нём участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.
Конструктивные стороны конфликта:
- конфликт дает увидеть скрытые отношения;
- конфликт даёт возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение;
- конфликт это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычные;
- способствует сплочению коллектива в противоборстве с внешним врагом.
Слайд 4.
Деструктивный – приносящий вред делу и конфликтующим
сторонам (ссоры, раздоры, разборки).
Деструктивные стороны конфликта:
- отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям;
- нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины (ухудшение социально — психологического климата в коллективе);
- ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений;
- временные потери. На 1 минуту конфликта, приходится 12 минут послеконфликтных переживаний.
Разнообразие школьных конфликтов.
Конфликт в школе явление многоплановое. При общении с участниками школьной жизни, учителю приходится быть ещё и психологом.
Слайд 5.
Конфликт «Ученик — ученик»
Причины конфликтов между учениками:
- борьба за авторитет
- соперничество
- обман, сплетни
- оскорбления
- обиды
- враждебность к любимым ученикам учителя
- личная неприязнь к человеку
- симпатия без взаимности
- борьба за девочку (мальчика)
Слайд 6.
Конфликт «Учитель — ученик»
Причины конфликтов между учителем и учениками:
- отсутствие единства в требованиях учителей
- чрезмерное количество требований к ученику
- непостоянство требований учителя
- невыполнение требований самим учителем
- ученик считает себя недооцененным
- учитель не может примириться с недостатками ученика
- личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость).
Слайд 7.
Основные рекомендации педагогам по управлению конфликтами с учащимися могут сводиться к следующим психологическим правилам:
Правило 1. Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ученика. Характеризуя поведение ученика, используйте конкретное описание того поступка, который он совершил, вместо оценочных замечаний в его адрес.
Правило 2. Займитесь своими негативными эмоциями. Если вы чувствуете, что не можете справиться с гневом, то выдержите паузу, которая необходима для того, чтобы с ним справиться. Эффективным средством, позволяющим справиться со своим гневом является юмор. Посмотрите на ситуацию с другой стороны, отметьте для себя ее абсурдность. Посмейтесь над ней.
Правило 3. Не усиливайте напряжение ситуации. К усилению напряжения могут привести следующие действия учителя:
- чрезмерное обобщение, навешивание ярлыков: «Ты всегда…»;
- резкая критика: «Ты опять меня не слушаешь»;
- повторяющиеся упреки: «Если бы не ты, мы бы…»;
- решительное установление границ разговора: «Всѐ, хватит. Сейчас же прекрати!»
- угрозы: «Если ты сейчас же не замолчишь…».
Правило 4. Обсудите проступок позже. Например, можно обсудить случившееся после урока. Это позволит исключить присутствие «зрителей» в лице других учеников, что, например, в случае демонстративного поведения важно, так как лишает нарушителя дисциплины внимания публики к своему проступку: «Подойди ко мне после урока, мы сможем всё подробно обсудить».
Правило 5. Позвольте ученику «сохранить лицо». Не следует требовать публичного раскаяния от ученика в своем поступке. Даже если он понимает свою неправоту, признаться в этом публично сложно даже взрослому человеку. Задача учителя — не доказать «Кто здесь главный!», а найти способ разрешить возникшую ситуацию. Поэтому уместным будет высказывание учителя: «Сейчас садись на место и выполни задание, а случившееся обсудим позже».
Правило 6. Демонстрируйте модели неагрессивного поведения. Спокойное, уравновешенное поведение и доброжелательное отношение учителя к ученикам вне зависимости от ситуации является лучшим средством обучения учащихся тому, как нужно вести себя в конфликтных ситуациях.
Слайд 8 .
Конфликт «Учитель — родитель ученика»
Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.
Причины конфликта между учителем и родителями:
- разные представления сторон о средствах воспитания
- недовольство родителя методами обучения педагога
- личная неприязнь
- мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребёнку
Слайд 9.
Схема решений:
Предлагаю всем поучаствовать в обсуждении педагогических ситуаций, цель обсуждения – узнать вашу точку зрения по стратегии поведения в конфликтной ситуации, определить уровень умений принимать правильные решения.
Слайд 10.
Шаги решения конфликтов
- Выявить причины (скрытые и явные)
- Понять доводы оппонента
- Сохранить позитивное отношение к оппоненту
- Отделить отношения и эмоции от проблемы
- Искать разумное решение проблемы
СИТУАЦИЯ 1. Учащийся, явно демонстрируя своё плохое отношение к кому-либо из одноклассников, говорит: «Я не хочу сидеть за компьютером вместе с ним».
- Как нужно отреагировать (как поступить, что сделать, что сказать и др.) в данной ситуации и почему?
СИТУАЦИЯ 2. Начало урока. Учительница заходит в кабинет и видит, что Петров и Иванов, которым она запретила сидеть за одной партой, снова сели вместе. Марья Ивановна просит Петрова пересесть и написать у себя на лбу: «Не сидеть с Ивановым!». На следующий день Марья Ивановна заходит в класс и видит, что Иванов и Петров сидят за разными партами, а на лбу у Петрова красным маркером написано: «Не сидеть с Ивановым!». Следуют громкие объяснения учителя, что так делать нельзя, замечание в дневнике и поход к директору.
Оценка ситуации и собственное решение.
СИТУАЦИЯ 3. Девятиклассник учится на «3» и «4», любит школу, уважает и выполняет все требования учителей. С начала нового учебного года в классе меняется учитель биологии. У ученика с первых же уроков не складываются с ним отношения, так как новый преподаватель не смог включить его в работу, а на одном из уроков, в присутствии всего класса, дал иронично отрицательную оценку ответа. Сильно переживая о случившемся, подросток вначале перестаёт готовиться, а затем совсем ходить на уроки биологии, мотивируя тем, что там есть любимые ученики, знающие всё, а он всё равно ответит неправильно. В конце четверти, решает подросток, он выполнит контрольную работу и получит свою «тройку». О сложившейся ситуации знают учитель биологии и мама ученика.
Каковы должны быть, по вашему мнению, грамотные действия педагогов?
Слайд 11.
Единый алгоритм решения любого школьного конфликта.
Первое, это спокойствие. При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи.
Второе, анализ ситуации без превратности. Обычно, всё происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента. Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.
Третье, открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
Четвертое, выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.
Пятое, выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем. У каждого педагога есть две жизненные заботы: достичь личных целей и сохранить хорошие взаимоотношения с другими людьми, в том числе с учениками и их родителями. Соотношение этих двух главных забот и составляет основу типологии поведенческих стратегий.
Слайд 12.
Тест «Как вы действуете в условиях конфликта?».
Сейчас каждый из вас получит таблицу с пятибалльной шкалой. Я буду зачитывать утверждение, а вы определите, в какой степени каждое из них типично для вашего поведения в условиях конфликта:
5 – весьма типично, 4 – часто, 3 – иногда, 2 – редко, 1 – совсем не типично.
Внесите номер утверждения в соответствующий столбец таблицы.
Утверждения к тесту: «Как вы действуете в условиях конфликта?»
- Худой мир лучше доброй ссоры.
- Если не можете другого заставить думать так, как хотите, заставьте его делать, как вы думаете.
- Рука руку моет.
- Ум хорошо, а два лучше.
- Из двух спорщиков умнее тот, кто первым замолчит.
- Кто сильнее, тот и правее.
- Не подмажешь – не поедешь
- Правда то, что мудрый знает, а не то, о чём все болтают.
- Кто ударит и убежит, тот сможет драться и на следующий день.
- Слово «победа» чётко написано только на спинах врагов.
- Убивай врагов своих добротой.
- Честная сделка не вызывает ссоры.
- Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.
- Держись подальше от людей, которые не согласны с тобой.
- Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.
- Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.
- Ты – мне, я – тебе.
- Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, сможет извлечь пользу из истин, которыми обладают другие.
- Кто спорит – ни гроша не стоит.
- Кто не отступает, тот обращается в бегство.
- Кто дарит – друзей наживает.
- Выноси заботы на свет и держи с другими совет.
- Лучший способ решать конфликты – избегать их.
- Семь раз отмерь, один раз отрежь.
- Кроткость торжествует над гневом.
- Лучше синица в руках, чем журавль в облаках.
- Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы.
- На свете нет ничего, что заслуживало бы спора.
- В этом мире есть только две породы людей: победители и побеждённые.
- Если в тебя швырнули камень, бросай в ответ кусок ваты.
- Взаимные уступки прекрасно решают дела.
- Копай и копай без устали – докопаешься до истины.
А сейчас посчитайте общую сумму баллов. Самое большое количество баллов и определяет ваш тип поведенческой стратегии. Если в каких-либо колонках одинаковое количество баллов, то используются две стратегии.
Слайд 13.
Тип 1-ый: «ЧЕРЕПАХА» — стратегия ухода под панцирь, то есть отказ от достижения личных целей и от участия во взаимоотношениях с окружающими.
Тип 2-ой: «АКУЛА» — силовая стратегия: цели очень важны, взаимоотношения – нет. Им не важно, любят ли их, они считают, что конфликты решаются выигрышем одной из сторон и проигрышем второй.
Слайд 14.
Тип 3-ий: «МЕДВЕЖОНОК» — стратегия сдерживания острых углов. Взаимоотношения – важны, цели – нет. Хотят, чтобы их принимали и любили, ради чего жертвуют целями.
Тип 4-ый: «ЛИСА» — стратегия компромисса. Умеренно – и цели, и взаимоотношения. Готовы отказаться от некоторых целей, чтобы сохранить взаимоотношения.
Слайд 15.
Тип 5-й: «СОВА» — стратегия открытой и честной конфронтации. Ценят и цели, и взаимоотношения. Открыто определяют позиции и ищут выхода в совместной работе по достижению целей, стремятся найти решения, удовлетворяющие всех участников
Подводя итог данному этапу работы, предлагаем рассмотреть и ввести в действие правила поведения учителя в конфликтных ситуациях.
Слайд 16.
Правила поведения учителя в конфликтной ситуации:
- Не расширять предмет ссоры, причину недовольства. Часто высказываемые учителем претензии к учащимся расплывчаты, не конкретны. Учитель, например, говорит ученику: «Что-то ты плохо стал относиться к учебе». При такой формулировке претензии ученику остаётся только гадать, в чём проявляется это его плохое отношение. Важно соблюдать правило «сокращения числа претензий за один раз». Одновременное высказывание многих претензий создаст у учащегося впечатление виновности во всем, что происходит вокруг, и он начнет оправдываться даже в том, в чем его не обвиняют.
- Справедливо, непредвзято относиться к инициатору конфликта. Раз человек выступает с несогласием, с обидами, претензиями — значит, он ждёт, что другая сторона прислушается к нему и изменит своё поведение. Поэтому учителю следует выработать у себя установку, что учащийся всегда имеет какие-то основания для жалобы, недовольства и высказывает их не ради удовольствия (что, правда, бывает у склочника), а потому, что его что-то тяготит, заставляет переживать, мучиться.
- Проявлять эмоциональную выдержку. Нередко к конфликту приводит эмоциональный тон разговора учителя с учащимися. Категоричность, безапелляционность высказываний, повышенный тон, наступательность без выбора выражений приводят учащихся в напряженное эмоциональное состояние. Естественно, что такая бестактность, а порой и грубость, вызовет ответную реакцию учащихся: как говорится, «посеешь ветер — пожнешь бурю». Правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. При диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи: спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — нужно уметь слушать и слышать ребенка. Учитель должен сдерживать свои эмоции и не переводить деловой конфликт на личностный уровень, не затрагивать чувство собственного достоинства учащихся.
- Формулировать позитивное решение конфликтной ситуации. В случае предъявления учащимся претензий и возникновения на этой почве конфликтной ситуации учитель должен предложить способ её разрешения, устранения причины, вызвавшей разногласия или недовольство одной из сторон. Это может быть оказание помощи, частичная уступка, смягчение требований. Некоторые учителя пытаются разрешить конфликты с учащимися с помощью администрации школы, классного руководителя, родителей (вызывают их на урок, чтобы они видели, как ведёт себя их ребёнок). Это, однако, мало что даёт, приводит к потере престижа учителя в глазах учащегося.
Если случается такое, что человек вынужден быть в связях с конфликтной личностью, он должен знать как вести себя с тем или иным типом, чтобы не тратить на него все свои внутренние ресурсы и драгоценное время. Только руководствуясь определенной стратегией взаимодействия в конфликте, возможно, добиться нужного результата. Многие люди тратят свое время, раздражаются, злятся из-за того, что не могут понять собеседника, или их раздражает его персона и в таком случае разговор вообще становится неэффективным. Развивая свою наблюдательность, имея определенные знания можно узнавать конфликтных личностей издалека и тогда уже решать, необходимо с ними иметь дело, или все-таки можно избежать разговора.
-
В самом споре может быть не так важен предмет пререкания, как тот факт, что в случае проигрыша в конфликте, он будет переживать за состояние своего имиджа.
-
Он может яростно защищать свою позицию, даже откровенно неся бред, просто, чтобы не сдаться. При этом его будут захлебывать эмоции.
-
Ему нравится накалять обстановку, чтобы дать сопернику почувствовать себя слабее и подчеркнуть собственную силу.
В этот момент важно не пойти у него на поводу, потому что спорить с такой фигурой и отвечать такой же яростью не имеет смысла, ведь тот ничего слушать не будет. Он только будет питаться энергией конкурента, как энергетический вампир. Лучшей стратегией в поведении будет спокойствие. Когда человек «паровой каток» не видит в ответ бурной реакции, не встречает агрессии, он утихает и остывает его пыл. Он как бы выпускает пар и немного успокаивается. Только после того, как прошла волна таких безудержных эмоций, и противник истощился, можно проявлять свою инициативу и высказывать свое мнение. Если спор особой ценности не несет, не нужно вообще тратить свои силы, лучше уклониться от стычки.
-
Его интересует все, что происходит вокруг других людей, не находя свою личную жизнь такой же интересной. Но больше всего им нравится не столько обсуждать жизни других людей, как даже придумывать для их жизни новые сценарии, какие так и не сбиваются. Не имея особых на то причин, или просто из неприязни, или даже от скуки такие люди делают разные подставы, пускают слухи о других. Хотя сами уверены в том, что именно так и было, то есть сами начинают верить в собственно выдуманную сказку и любую ложь принимают за правду.
-
Часто, когда они делают такие вещи, то стараются скрыться, как бы действуя под прикрытием, чтобы их даже не заподозрили и не разоблачили, но иногда действуют в открытую, распространяя свои истории всем знакомым, чем намеренно повергают себя конфликту.
Столкнувшись с таким «агрессором в тени» тет-а-тет, прежде всего, нужно выяснить у него причину подобных поступков, поинтересоваться, чем его так заинтересовала персона именно этого человека. Если он будет отнекиваться от содеянного и агрессивно реагировать на обвинения, нужно привести ему факты, которые доказывают, что именно он делал эти нехорошие вещи. Важно сохранять при этом собственное спокойствие, как и в случае с первым типом. Если все-таки удалось узнать истинные мотивы поступков «скрытого агрессора» можно предложить ему найти компромисс. Большинство из таких типов действуют подобным образом из-за зависти к соперникам, но бывает, что они выбирают себе жертву без особых на то причин, просто первую попавшуюся.
-
Они не умеют контролировать свои эмоции и ситуацию вообще.
-
Очень часто сами доводят до того, что теряют ориентиры в сложившейся ситуации и, пытаясь найти выход, начинают приходить в отчаяние, и когда уже совсем не могут найти выход из положения начинают паниковать.
-
Если на такого индивида во время разговора поднимут голос, или как-то притеснят его желания – сразу вспыхивает гневом. Под этим бешенством на самом деле скрывается страх перед утратой авторитета.
-
Они, как капризные дети, которые видят, что их власть над родителями становится слабее, и те пытаются их воспитывать, сразу делают вид, что самые несчастные в этом мире и их никто не понимает, при этом или злятся, или пытаются вызвать к себе жалость.
Но если детям такое поведение еще простительно, то взрослым уже никак. Если научиться сразу, определять человека с таким конфликтующим типом, можно с легкостью сносить конфликты с ним, просто заняв соответствующую стратегию. Такая стратегия заключается в том, чтобы дать человеку возможность высказаться, подать вид, что его слушают и дать время, чтобы успокоится и прийти в себя после таких сильных излияний души. Главное, самому со спокойствием и терпением переждать вспышку, принять извинения и раскаяние, если такие следуют, и не фиксировать свое внимание на том, что случилось. «Разгневанный ребенок» все равно будет ощущать смущение, и этим сам себя будет бичевать, но все же такие эпизоды будут повторяться.
-
Почти все его жалобы не имеют под собой реальной почвы, а если имеют, то имеют, то не такую уж сильную угрозу для его личности они не несут.
В беседе с таким человеком нужно сначала его выслушать, если монолог не прекращается, можно попробовать рационализировать его суждения. Такая тактика заключается в том, чтобы пересказать ему все то, что он проговорил, спросить есть ли действительно причины, чтобы так рассуждать, есть ли существенные основания и насколько важным является это для самого человека. Можно также спросить, нужна ли помощь в этом вопросе. Возможно, случится такое, что человек увидит ситуацию со стороны, учтет новые, появившееся факты и поймет, что это не так уж важно или страшно, как он полагал. Можно просто поддакивать все время, делать вид, что вовлечены в разговор, а на самом деле просто переждать, пока собеседник выговорится, иногда, бывает, только это ему и нужно.
-
Причина такого характера человека может быть в том, что он является интровертом от природы, или в силу индивидуальных характеристик.
-
Его разговорчивость может зависеть от погоды или настроения в текущий момент. В общении нужно давать им время для раздумий и высказываний.
-
Очень часто в таких людей есть что сказать, но они этого не делают, полагая, что их не поймут.
-
Часто за таким поведением скрывается желание быть таинственным, создавая вокруг себя ауру загадочности.
-
Бывает, что у таких людей сильно занижена самооценка, и они просто боятся много разговаривать, чтобы не привлекать к себе очень много внимания.
Если все-таки предстоит разговор с таким молчаливым человеком, нужно постепенно добывать с него информацию, лучше продумать себе структуру беседы, чтобы не говорить лишнего и этим не обременять собеседника. Нужно действительно быть очень осторожным в высказываниях, иначе «молчун» может в один момент закрыться и больше никакой информации от него не добиться.
-
За внешней приятностью скрывается личность ненадежного и безответного человека.
-
Очень часто за его обещаниями на самом деле никаких соответствующих поступков не следует.
Поэтому, в отношениях с таким человеком необходимо дать ему понять, что от него ждут ответственности и правдивости, и также, что даже если он не будет поддерживать идею – его за это не осудят, только бы он был честным и не подлизывался. Если все время наблюдать за таким человеком, контролировать его высказывания и обсуждать поступки он сможет выправиться. Главное со своей стороны тоже показывать справедливое отношение к нему.
Это также не все рекомендации при поведении с конфликтующими личностями, но главные засады здесь представлены. Главное, понять с каким типом имеется дело и соответствующим образом вести себя.
No Comment