Комплекс отвержения у родителя «трудного ребёнка»
Наблюдая за родителями детей, обращающихся за консультацией по поводу детского «непослушания», детско-родительского конфликта с взрослеющим подростком, агрессивности ребёнка или иных трудностей воспитания, почти всегда в этой теме обнаруживаю два основных феномена: родитель «трудного ребёнка» имел опыт отвержения в собственной семье и в отношениях со своим ребёнком он повторяет свой травмированный опыт – воссоздаёт отвержение со своим ребёнком.
В рассказах родителя ребёнок, как правило, предстаёт в образе маленького чудовища, которое не обращает внимания на наказания, даже самые жестокие, например, лишение еды или прогулок, физическое насилие. Ребёнок «не ценит» усилия матери по созданию комфорта и организации досуга, неблагодарен за её стремления сделать всё идеально, в том числе сделать идеальным его самого, требуя от него тотального подчинения, устраивая истерики и катастрофические скандалы при любых попытках проявления индивидуальных желаний ребёнка и не учитывая его психо-физические возможности, расценивая это как «эгоизм», бестолковость, тупость. Например, от ребёнка начальной школы с признаками гипер-активности требуют самостоятельности, усидчивости при выполнении домашнего задания и если ребёнок не справляется на него навешивается ярлык «глупого» и требуют трёх часового сидения и обдумывания решения домашнего задания, вплоть до поздней ночи.
Мать ребёнка стыдится замечаний педагогов по поводу агрессивного поведения ребёнка и, вместо того, чтобы разобраться в причинах произошедшего и посочувствовать своему ребёнку становится на сторону ребёнка, которого обидел свой, демонстративно жалеет и утешает чужого, игнорируя потребности в поддержке и защите собственного.
Ребёнок дошкольного возраста просыпается среди ночи, подходит к своему уголку и начинает обнимать свои игрушки, мама видя это раздражается и, нервно отбирая игрушки у ребёнка, пытается насильно уложить его спать, обвиняя его в «ненормальности».
Мать девочки-подростка семнадцати лет с удивлением для себя вспоминает, что вообще-то девочка отлично учится, однако она не «такая», как хотелось бы матери, и, (о боже!) один раз пришла домой с запахом табака, за что получила настоящую трёпку и обвинения в распущенности.
Не буду перечислять далее все примеры отвержения родителями детей и их собственные травмы с собственными родителями, хотелось бы только напомнить родителям о следующем:
- вместо наказания можно и нужно использовать поощрения;
- вместо оскорбления – хвалить за достоинства и достижения;
- вместо унижения проявлять сочувствие к трудностям и страданиям ребёнка;
- вместо холодной отстранённости развивать в себе стремление к близости;
- вместо обесценивания способностей и потребностей ребёнка – ценить и уважать его интересы, способности и желания;
- вместо сравнения своего ребёнка с другими гордиться индивидуальностью своего ребёнка и говорить вслух о своей любви к нему;
- исследовать свои эмоциональные порывы обвинять, унижать, наказывать, учиться себя жалеть и прощать, так как не делала этого ваша мама.
И будет у вас в доме счастье.
Психолог, Психоаналитическое консультирование — г. Санкт-Петербург
|
No Comment