Как родители обесценивают чувства ребёнка

Как родители обесценивают чувства ребёнка

«Что ты плачешь из-за ерунды? Это вообще не стоит слёз!» — часто слышали мы в детстве. И наше бессознательное получало чёткую установку: «Чувствовать плохо. За это ругают самые близкие люди на свете. Если ругают, могут разлюбить».

Как родители обесценивают чувства реб нкаА ещё маленький человек слышит, что его эмоции не только неценны, но и неправильны. То есть он чувствует одно, а родители говорят, что он должен чувствовать другое: «Что ты расстраиваешься? Ты должна радоваться, что поедешь к тёте!». А девочке тоскливо и страшно в большом доме у неприветливой родственницы.

Мальчика могут ругать за то, что он боится темноты: «Ты же мужчина! Ты не должен бояться!» Но ведь ему действительно страшно, хотя дело, конечно, не в самой темноте, а в том, что однажды он резко проснулся, и в изменчивом сумеречном свете ему со сна привиделось чудовище. Он позвал маму, но она не услышала, и малыш испугался, что чудовище проглотит его. Мальчик давно уже забыл об этом, но страх темноты остался.

Он боится, хотя должен быть смелым. Получается, он плохой для родителей? И тогда у малыша начинает формироваться обесценивание своих эмоций, которое переходит с ним во взрослую жизнь. Ведь наш Внутренний родитель – копия наших настоящих родителей или значимых для нас взрослых.

В сознании ребёнка то и дело звучит чуть насмешливый голос отца: «Да ну, брось ты! Даже не хочу слушать. Какая ерунда!», и постепенно этот голос перестаёт восприниматься как папин и становится внутренним голосом.

Но ведь для ребёнка это совсем не ерунда. Это его подлинные эмоции. Маленькому человеку необходимо получать подтверждение своей ценности, в том числе значимости своих эмоций, чтобы сформировалась самоценность. Она формируется как раз из того, как оценивают его родители, из их похвалы и поддержки. Если родители не уважают чувства ребёнка, он, вырастая, будет привычно подавлять свои настоящие эмоции, чувствуя за них стыд и вину.

А ещё человек, чувства которого постоянно обесценивались в детстве, часто создаёт отношения с партнёрами, которые так же будут обесценивать его эмоции. «Что ты ревёшь из-за ерунды?» — скажет презрительно мужчина, и повзрослевшая девочка, несмотря на то, что ей больно, будет дальше и дальше проваливаться в эти отношения, потому что бессознательно будет слышать голос отца. Как будто в этих отношениях можно получить то, чего так хотелось от папы, утолить дефицит, от которого болит душа.

К сожалению, взрослому человеку, как бы того ни хотелось, невозможно насытить внутренний дефицит, сформированный в детстве, в отношениях с партнёром. Более того, этот дефицит уже не смогут насытить и родители, даже если бы случилось чудо, и они внезапно осознали все свои ошибки.

Чтобы восполнить его, чтобы научиться слышать свои настоящие чувства и желания, признать их ценность и научиться следовать им, нужно изменить образ Внутреннего родителя с критикующего и обесценивающего на поддерживающего и принимающего и наладить контакт с Внутренним ребёнком: позволить ему чувствовать – ведь именно в его мире скрыто то, что позволяет взрослым чувствовать себя счастливыми.

______________________________________

© Психолог Мария Горшкова, 2019. 

https://www.b17.ru/article/ne_stoit_slez/?prt=244123

 

Виктория Спахова

Обратиться к психологу →

Related Posts

Вас пугают интересы вашего ребенка?

Вас пугают интересы вашего ребенка?

Оптимальное развитие. Ранняя юность 14(15) лет— до 18 лет.

Оптимальное развитие. Ранняя юность 14(15) лет— до 18 лет.

Оптимальное развитие. 13-15 лет. Кризис 13 лет.

Оптимальное развитие. 13-15 лет. Кризис 13 лет.

Оптимальное развитие. От 6(7) лет — до 12 лет. Кризис 7 лет.

Оптимальное развитие. От 6(7) лет — до 12 лет. Кризис 7 лет.

No Comment

Добавить комментарий

Метки

БИБЛИОТЕКА ГОТОВИМСЯ К УРОКАМ ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. КОРОНАВИРУС КАК ВЫБРАТЬ СПЕЦИАЛИСТА КАК ПЕРЕЖИТЬ НЕПРИЯТНОСТИ КОНФЛИКТЫ И РЕШЕНИЯ КПТ ЛЮБОВЬ. БРАК. ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ НАРУШЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ НЛП ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ О МОЗГЕ ОПТИМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ В ЧС ПМПК ПОДРОСТОК ПОЗНАЁМ СЕБЯ ПРОБЛЕМА-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ПСИХОСОМАТИКА РАБОТА С ЧУВСТВАМИ. ЭМОЦИЯМИ РАЗВОД И ДЕТИ РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ РОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНИКОВ СКАЗКОТЕРАПИЯ СТРАХИ И ФОБИИ СУИЦИД ТЕХНИКИ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ ТРУДНЫЙ РЕБЁНОК УПРАЖНЕНИЯ. ТРЕНИНГИ. ЗАНЯТИЯ УСТАНОВКИ ТРИГГЕРЫ ИСКАЖЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛЬ УВЕРЕННОСТЬ ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ