Как помочь ребёнку в период самоизоляции
Не только взрослые охвачены паникой, дети и подростки легко поддается настроению окружающих их близких взрослых и могут испытывать беспокойство, тревогу, страхи, плюс такое состояние усугубляется недостатком информации, неопределенностью, непониманием целей карантина, нарушением устоявшегося режима.
Помимо тревоги, дети и подростки часто проявляют раздражительность, гневливость, капризность, упрямство, агрессию.
Как же помочь справиться ребенку с этими эмоциями?
- Обратить внимание на себя, свое состояние – дети легко считывают эмоции взрослого и поддаются такому же настроению и состоянию.
«Спокойны вы – спокойны и дети».
- Информирование: объяснить, что происходит, проговорить правила, которые помогут оставаться здоровыми и снизить распространение вируса.
Говорить кратко, понятно, не акцентировать внимание на отрицательных моментах, не рассказывать ужасы («мы умрем», «все заболеем») – не надо усугублять состояние детей путем запугивания. Лучше уделять внимание тому, что дети могут сделать для того, чтобы оставаться здоровыми, как могут принести пользу.
- Придерживаться установленного ранее режима дня. Стараться менять его по минимуму.
При смене режимных моментов организм затрачивает дополнительные биологические, иммунные ресурсы организма на адаптацию, а зачем подвергать себя и детей лишнему риску? Кроме того, детям, у которых волевые и мотивационные навыки пока формируются и развиваются, сложнее вернуться к старому режиму, из-за чего возникнут недовольства, капризы, раздражительность.
- Физическая нагрузка, активные игры – способ поддержания здоровья, настроения за счет выброса эндорфинов, а так же это конструктивный способ высвобождения накопившейся агрессии.
Предложите ребенку в приступе гнева поиграть в «обстрел», дав в руки мягкую игрушку и указав на мишень, деритесь подушками, сбивайте кегли и т.п. Подростку можно предложить бегать, приседать, бить грушу, махать руками. Уровень кортизола (гормона стресса) в организме снижается, а выделившиеся адреналин и норадреналин исполнили свои функции при выполнении физических упражнений.
- Вовлечение в организацию быта. Делайте акцент на значимости, полезности помощи ребенка и подростка для общей семейной атмосферы, детям важно быть полезными, благодарите, не ждите идеального выполнения.
Выполняйте что-то вместе. Вносите игровой момент в уборку – пусть ребенок представляет себя фигуристом или хоккеистом на мокром полу, главное, чтобы обошлось без травм. Так у ребенка уборка будет ассоциироваться с весельем, совместным времяпровождением, полезностью.
- Организация совместного и самостоятельного досуга. Обсудите с ребенком время, которое он будет проводить один и период, который вы проведете вместе.
Подстегивайте ребенка к самостоятельным размышлениям о том, чем можно занять себя и всех членов семьи, предложите ему подобрать игру, фильм для всех, подскажите, чем он может сам заняться, например, напомните ему, что его давно ждет «ну очень интересная книга в книжном шкафу, где героям не терпится рассказать свои истории», либо старые игрушки его уже заждались, а может быть где-то запылился набор для квиллинга или лепки из глины, недостроенная модель самолета и т.п. Подростки чаще сами занимают себя, стоит только упомянуть, что постоянное времяпровождение в гаджетах – не способ избавления от тревоги, а часто наоборот – повышает беспокойство за счет возбуждения нервной системы, влияет на неустойчивость настроения.
- С пониманием относитесь к эмоциям ребенка и подростка: дайте понять детям, что их тревоги и беспокойства будут поняты и приняты, они могут выговориться и найти успокоения у близких взрослых.
Агрессия же, раздражительность, капризы, истерики – часто вторичные эмоции, обусловленные страхами, тревожностью, а так же нарушениями привычной жизни, долго и сложной адаптации к условиям карантина, недостатком общения и свежего воздуха. Вместо того, чтобы кричать и срываться в ответ, стоит задуматься о причинах возникновения бурных реакций, дать возможность выплеснуть и успокоиться (если необходимо, оставить ребенка одного), затем попытаться вместе прояснить причины и подумать, как эти причины решить, преодолеть.
Задавайте ребенку открытые вопросы: что это было? Что испытывал? Какие эмоции? Как думаешь, из-за чего это могло быть? Что случилось до того, как ты злился? Может подумаем, как это решить? Чтобы ты мог посоветовать другу в такой ситуации? Суть в том, чтобы побуждать ребенка и подростка размышлять. Подростку особенно важно указать на последствия агрессии, плюсы и минусы (напр. защищаю себя, отстаиваю свое мнение, но расстроил маму, она плакала), как можно было еще проявить свои эмоции, в какое русло направить, как можно было сказать и т.п.
Это общие рекомендации, которые, к сожалению, не могут подойти всем, не являются полностью универсальными. И я понимаю, что взрослым не менее тяжело переносить карантин. Если не получается справиться с собственными тревожными и депрессивными состояниями, либо ребёнок испытывает фобии, выраженную тревогу, проявляет немотивированную агрессию, непослушание и т.п. – в этих случаях можно и нужно обратиться к специалисту.
______________________________________
Козлова Алина Дмитриевна Психолог — г.Оренбург
No Comment