Как помочь ребёнку в период самоизоляции

Как помочь ребёнку в период самоизоляции

Не только взрослые охвачены паникой, дети и подростки легко поддается настроению окружающих их близких взрослых и могут испытывать беспокойство, тревогу, страхи, плюс такое состояние усугубляется недостатком информации, неопределенностью, непониманием целей карантина, нарушением устоявшегося режима.

Помимо тревоги, дети и подростки часто проявляют раздражительность, гневливость, капризность, упрямство, агрессию.

С какого возраста ребенок может оставаться дома один в разных ...

Как же помочь справиться ребенку с этими эмоциями?

  • Обратить внимание на себя, свое состояние – дети легко считывают эмоции взрослого и поддаются такому же настроению и состоянию.

«Спокойны вы – спокойны и дети».

  • Информирование: объяснить, что происходит, проговорить правила, которые помогут оставаться здоровыми и снизить распространение вируса.

Говорить кратко, понятно, не акцентировать внимание на отрицательных моментах, не рассказывать ужасы («мы умрем», «все заболеем») – не надо усугублять состояние детей путем запугивания. Лучше уделять внимание тому, что дети могут сделать для того, чтобы оставаться здоровыми, как могут принести пользу.

  • Придерживаться установленного ранее режима дня. Стараться менять его по минимуму.

При смене режимных моментов организм затрачивает дополнительные биологические, иммунные ресурсы организма на адаптацию, а зачем подвергать себя и детей лишнему риску? Кроме того, детям, у которых волевые и мотивационные навыки пока формируются и развиваются, сложнее вернуться к старому режиму, из-за чего возникнут недовольства, капризы, раздражительность.

  • Физическая нагрузка, активные игры – способ поддержания здоровья, настроения за счет выброса эндорфинов, а так же это конструктивный способ высвобождения накопившейся агрессии.

Предложите ребенку в приступе гнева поиграть в «обстрел», дав в руки мягкую игрушку и указав на мишень, деритесь подушками, сбивайте кегли и т.п. Подростку можно предложить бегать, приседать, бить грушу, махать руками. Уровень кортизола (гормона стресса) в организме снижается, а выделившиеся адреналин и норадреналин исполнили свои функции при выполнении физических упражнений.

  • Вовлечение в организацию быта. Делайте акцент на значимости, полезности помощи ребенка и подростка для общей семейной атмосферы, детям важно быть полезными, благодарите, не ждите идеального выполнения.

Выполняйте что-то вместе. Вносите игровой момент в уборку – пусть ребенок представляет себя фигуристом или хоккеистом на мокром полу, главное, чтобы обошлось без травм. Так у ребенка уборка будет ассоциироваться с весельем, совместным времяпровождением, полезностью.

  • Организация совместного и самостоятельного досуга. Обсудите с ребенком время, которое он будет проводить один и период, который вы проведете вместе.

Подстегивайте ребенка к самостоятельным размышлениям о том, чем можно занять себя и всех членов семьи, предложите ему подобрать игру, фильм для всех, подскажите, чем он может сам заняться, например, напомните ему, что его давно ждет «ну очень интересная книга в книжном шкафу, где героям не терпится рассказать свои истории», либо старые игрушки его уже заждались, а может быть где-то запылился набор для квиллинга или лепки из глины, недостроенная модель самолета и т.п. Подростки чаще сами занимают себя, стоит только упомянуть, что постоянное времяпровождение в гаджетах – не способ избавления от тревоги, а часто наоборот – повышает беспокойство за счет возбуждения нервной системы, влияет на неустойчивость настроения.

  • С пониманием относитесь к эмоциям ребенка и подростка: дайте понять детям, что их тревоги и беспокойства будут поняты и приняты, они могут выговориться и найти успокоения у близких взрослых.

Агрессия же, раздражительность, капризы, истерики – часто вторичные эмоции, обусловленные страхами, тревожностью, а так же нарушениями привычной жизни, долго и сложной адаптации к условиям карантина, недостатком общения и свежего воздуха. Вместо того, чтобы кричать и срываться в ответ, стоит задуматься о причинах возникновения бурных реакций, дать возможность выплеснуть и успокоиться (если необходимо, оставить ребенка одного), затем попытаться вместе прояснить причины и подумать, как эти причины решить, преодолеть.

Задавайте ребенку открытые вопросы: что это было? Что испытывал? Какие эмоции? Как думаешь, из-за чего это могло быть? Что случилось до того, как ты злился? Может подумаем, как это решить? Чтобы ты мог посоветовать другу в такой ситуации? Суть в том, чтобы побуждать ребенка и подростка размышлять. Подростку особенно важно указать на последствия агрессии, плюсы и минусы (напр. защищаю себя, отстаиваю свое мнение, но расстроил маму, она плакала), как можно было еще проявить свои эмоции, в какое русло направить, как можно было сказать и т.п.

Это общие рекомендации, которые, к сожалению, не могут подойти всем, не являются полностью универсальными. И я понимаю, что взрослым не менее тяжело переносить карантин. Если не получается справиться с собственными тревожными и депрессивными состояниями, либо ребёнок испытывает фобии, выраженную тревогу, проявляет немотивированную агрессию, непослушание и т.п. – в этих случаях можно и нужно обратиться к специалисту.

______________________________________
Козлова Алина Дмитриевна Психолог — г.Оренбург

Виктория Спахова

Обратиться к психологу →

Related Posts

Вас пугают интересы вашего ребенка?

Вас пугают интересы вашего ребенка?

Оптимальное развитие. Ранняя юность 14(15) лет— до 18 лет.

Оптимальное развитие. Ранняя юность 14(15) лет— до 18 лет.

Оптимальное развитие. 13-15 лет. Кризис 13 лет.

Оптимальное развитие. 13-15 лет. Кризис 13 лет.

Оптимальное развитие. От 6(7) лет — до 12 лет. Кризис 7 лет.

Оптимальное развитие. От 6(7) лет — до 12 лет. Кризис 7 лет.

No Comment

Добавить комментарий

Метки

БИБЛИОТЕКА ГОТОВИМСЯ К УРОКАМ ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. КОРОНАВИРУС КАК ВЫБРАТЬ СПЕЦИАЛИСТА КАК ПЕРЕЖИТЬ НЕПРИЯТНОСТИ КОНФЛИКТЫ И РЕШЕНИЯ КПТ ЛЮБОВЬ. БРАК. ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ НАРУШЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ НЛП ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ О МОЗГЕ ОПТИМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ В ЧС ПМПК ПОДРОСТОК ПОЗНАЁМ СЕБЯ ПРОБЛЕМА-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ПСИХОСОМАТИКА РАБОТА С ЧУВСТВАМИ. ЭМОЦИЯМИ РАЗВОД И ДЕТИ РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ РОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНИКОВ СКАЗКОТЕРАПИЯ СТРАХИ И ФОБИИ СУИЦИД ТЕХНИКИ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ ТРУДНЫЙ РЕБЁНОК УПРАЖНЕНИЯ. ТРЕНИНГИ. ЗАНЯТИЯ УСТАНОВКИ ТРИГГЕРЫ ИСКАЖЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛЬ УВЕРЕННОСТЬ ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ