Гаджеты и цифровое слабоумие
Гаджеты — прекрасное средство улучшить свою эффективность. Но цифровое слабоумие — может стать вашей реальностью.
Милые картинки детей в песочнице, с игрушками, или с котиками становятся неактуальными.
Сейчас сеть заполонили фото детей с гаджетами.
«Нормальный прогресс», — думают многие родители, не представляя, насколько увлеченность данной модой вредит чаду.
Физиология разрушения при цифровом слабоумии.
Знаменитые физиологи, психологи: Лев Выготский, Даниил Эльконин, Эрик Эриксон создали стройные системы возрастной периодизации личности, которые на сегодняшний день не опровергнуты, а находят все более «тонкое» обоснование.
Любая правильная система обучения строиться на данных законах.
Суть учений: каждому возрасту ребенка соответствует процесс формирования нейронных структур мозга.
Это влечет возникновение и развитие соответствующей функции психики.
Развитие этой функции дает ребенку готовность к определенному процессу – ведущей деятельности.
Например: ребенок 4-х лет. Созревание определенных отделов мозга запускает процесс развития воображения (пока как предтечу мышления), налаживания межличностных отношений со сверстниками, становление самооценки и переосмысление роли старшего. Ведущая деятельность в этом возрасте – игра. НЕ КОМПЬЮТЕРНАЯ. А ролевая, сюжетная, которую режиссирует сам ребенок.
Игра – познание мира, игра- обучение, игра – установление связей с окружающими.
Залог максимального развития психофизиологической функции ребенка – ее максимальное использование и загрузка.
Более того, без хорошо пройденного предыдущего этапа развития невозможен качественный последующий этап.
Однако необходимо учитывать, что развитие любой функции психики происходит через задействование ВСЕХ органов чувств и всех остальных процессов организма.
Автономия невозможна.
Как будет выглядеть полноценное познание ребенком мира для полноценного развития возрастных функций?
Через все органы чувств
- кинестетика,
- вкус,
- слух,
- зрение,
- обоняние,
- осязание
ребенок принимает сигналы от мира и, соответственно, заставляет их служить развитию основных в данный период функций: воображает себя пиратом, и прыгая по стульям, громко вопя, высматривает «жертву». Захватывая ее в «плен» связывает, выдвигая требования отдать вкусную конфету. Идет взаимодействие, в результате которой конфета будет отобрана (отдана, поделена) и съедена.
Это даст информацию о возможном/невозможном поведении, о том, как на это отреагирует взрослый и соответственно, в плане самооценки ребенок получит огромный знак «+» или «-».
Таким образом, задействовав все органы чувств, ребенок срежессировал ситуацию, реализовал ее и получил обратную связь от окружающего мира, внеся корректировки в свое представление.
Переносим на гаджет-жизнь.
Что из столь примитивного для взрослых, но архиважного для ребенка процессов останется?
Зрительное дергание глаз в попытке уловить нереальное изображение, однотипное движение пальца, создающее иллюзию управления миром, и реакция вымышленного персонажа на действия другого человека. Но почему цифровое слабоумие?
Что отключено в момент такого времяпрепровождения?
- кинестетика,
- вкус,
- слух,
- зрение, (?)
- обоняние,
- осязание.
Какой процесс режиссирует ребенок?
— Управление кнопками.
Какая обратная связь на собственные действия получена?
— Обманчивая.
Как ребенок продвинулся в способности взаимодействовать с живым, безкнопочным ребенком?
— Никак.
Что с формированием самооценки ребенка?
— «Я крут, я могу все, что захочу, нажимая кнопки».
Результат?
А результат прост: Южная Корея, Япония уже ввели в использование при диагностике психических расстройств понятие «цифровое слабоумие» и ограничили доступ детей к гаджетам.
Ученные в Европе и Соединенных Штатах Америки на пути исследования данного диагноза в связи с большим количеством клинических случаев.
Расстройство внимания; ослабление памяти; импульсивность и неспособность самоконтроля; сложность в построении мыслительных выводов; подавленность и агрессивность без гаджета – вот те симптомы, которые должны обеспокоить родителя, ребенок которого не расстается с куском продвинутой пластмассы.
Неспроста Стив Джобс, Крис Андерсон, Эван Уильямс строго ограничивают время, которое их дети проводят в гаджетах.
По сути, мозг ребенка превращается в мозг старика. И этому есть свое объяснение с точки зрения физиологии.
Если нейронная сеть не задействована, она разрушается.
«Отключая» естественные процессы познания мира у ребенка, дав ему в руки гаджет, родитель провоцирует в нервных (двигательных и вегетативных, эфферентных и афферентных) волокнах комплекс изменений:
- выпадение, снижение извращение функций;
- дефектность;
- инертность регуляции;
- нарушение их трофики (характера и интенсивности метаболических процессов),
Результат:
- развитие гипо- и дистрофии;
- повышение чувствительности клеточно-тканевых структур этих органов к нейромедиаторам, гормонам и различным фармактивным веществам;
- изменение генетической информации.
Лечение как таковое затруднено в связи со слабой изученностью процессов.
Итак: достижения цивилизации VS здоровье и разум.
Взрослый человек безусловно может принять решение сам.
А вот ребенок…?
По материалам: http://oksfort-therapy.com/blog/gadzheti-i-zifrovoje-slaboumije/
No Comment