Эмоции и чувства

Эмоции и чувства

Эмоции и чувства – это одно и то же или между ними есть разница?
Мы часто говорим «я чувствую», подразумевая и то, и другое. А между тем, к понятию эмоция лучше подходит глагол «ощущаю».

Эмоции и чувства – это одно и то же или между ними есть разница?

Мы часто говорим «я чувствую», подразумевая и то, и другое. А между тем, к понятию эмоция лучше подходит глагол «ощущаю». Такие базовые эмоции, как печаль, удивление, радость, отвращение, страх — мы не только сами ощущаем через тело, но и – посмотрите на картинки — мы не ошибемся в прочтении языка тела другого человека. Ощущаем эмоции мы в теле посредством лимбической системы. Лимбическая система – это та часть мозга, которая роднит человека со всеми млекопитающими. Давайте, посмотрим на некоторые из ее функций:

  • Восприятие звуков, что позволяет различать «свои-чужие», а значит, развивать систему общения.
  • Реагирование на тоны звуков и голосов: опасные-безопасные; главный-подчиненный.
  • Реагирование на сходство – создание группы/семьи из себе подобных, принадлежность группе.
  • Поддержание определенных привычек поведения на основе памяти – зона комфорта, заведенный порядок, привычные действия.
  • Реагирование на защиту своей зоны и группы.
  • Ассоциированность – признание только настоящего времени, «здесь и сейчас», то есть эмоция поддерживает действие, нападение или бегство, радость или страдание. Исчезает причина – исчезает соответствующая этой причине эмоция.

Владельцы домашних животных-млекопитающих найдут все эти функции у своих любимцев. И это об эмоциях.

А чувства? Ими управляет кора головного мозга, или неокортекс. Это самая сложная система, нейронные связи которой обеспечивают способность конструировать и реконструировать образы, позволяют визуализировать, представлять будущее или прошлое – то есть, мы имеем способность к воображению. В отличие от животных, мы способны вспомнить прошлую ситуацию, которая была «там и тогда» и испытать «здесь и сейчас» ту эмоцию, которую испытывали тогда. И также мы можем представить себе будущую возможную ситуацию и ощутить «здесь и сейчас» эмоцию, которая будет соответствовать воображаемой ситуации «там и тогда».

Таким образом, эмоции – это то, что мы ощущаем через тело посредством лимбической системы, а чувства – это то, что мы думаем посредством неокортекса об эмоциях, о своих эмоционально наполненных действиях, как прошлых, так и настоящих, и будущих. Мы способны быть диссоциированными от своих эмоций, способны посмотреть на них со стороны. Например, я в данный момент вспоминаю, как я утром на кого-то накричала: я представляю себя ту, утреннюю, с ощущением эмоции злости, а в момент воспоминания «здесь и сейчас» я ощущаю стыд за то, прошлое поведение. Моя связь с телом через эмоции утром была одна — злость, а в момент воспоминания другая — стыд.

Сила проявления эмоций зависит от темперамента, а сила и стабильность чувств от нашей способности к мышлению и рефлексии. Связь между лимбической системой и неокортексом существует, но механизм пока еще не изучен до конца. Хирург даже может оперировать неокортекс без наркоза. И если учесть, что, по исследованиям ученых, эволюция неокортекса составляет не более 3 млн. лет, а лимбической системы 50 млн. лет, то мы, вероятно, находимся в самом разгаре создания таких связей. Поэтому мы часто смешиваем понятия эмоции и чувства.

Эмоции Чувства
·        Аффекты

·        Собственно, эмоции

·        Настроения

·        Нравственные, или моральные

·        Интеллектуальные

·        Эстетические

Первичная, ориентировочная реакция Предметны и конкретны, ранее обдуманы
Связаны с биологическими процессами Связаны с социальной сферой, культурной средой
Часто бессознательны Максимально представлены в сознании
Эмоциональный мозг (Лимбическая система) Кора больших полушарий (Неокортекс)
Проявляются «здесь и сейчас». Устойчивое отношение

Одно устойчивое чувство может проявляться разными эмоциями, в зависимости от ситуации: от радости до гнева.

Наши эмоции могут запускать эмоционально окрашенные мысли в неокортексе, но и наши мысли могут повлиять на эмоции, и их ощущение в теле.

«Эмоции и являются таким внутренним организатором наших реакций, которые напрягают, возбуждают, стимулируют или задерживают те или иные реакции. Таким образом, за эмоцией остается роль внутреннего организатора нашего поведения». Л.С.Выготский

А если эмоции так важны, то зачем их контролировать? И возможно ли их контролировать?

Самое лучшее, на что мы способны на данном этапе эволюции – это научиться распознавать свои эмоции, так как они, будучи ориентировочной реакцией срабатывают мгновенно и независимо от наших желаний. Срабатывают так, как будто это наша охранная система, успешно помогающая нам выживать в группах в течение последних 50 млн. лет эволюции. Зачем же ее отключать?

А вот уметь распознавать эмоции чрезвычайно важно.

  • Распознав эмоцию, мы сможем реагировать адекватно «здесь и сейчас» или, если не смогли сразу, то сможем подготовиться к следующему разу, поразмыслив над ситуацией и нашей реакцией на нее.
  • Так как эмоция осуществляется посредством лимбической системы, то она сопровождается химическими процессами в теле. Это означает, что каждой эмоции следует пройти весь технологический процесс от начала до конца, не задерживаясь, чтобы не оставлять следов в теле. Например, выброс адреналина при страхе должен быть переработан, чтобы его избыток не влиял отрицательно на обменные процессы. Непереработанная химия от эмоций и есть основа психосоматических заболеваний.
  • Будучи бессознательной первичной реакцией, эмоция может нас предупреждать о том, что сознательно мы еще не распознаем, о чем еще не думали и не догадывались. Как часто мы задним числом вспоминаем – «я это почувствовала сразу, но не придала значения», хотя правильнее было бы сказать «ощутила» в теле, но не «почувствовала», то есть не подумала в сознании.

Какова же роль неокортекса?

Если эмоция проявляется всегда «здесь и сейчас», то что можно сказать о чувствах:

  • Чувства – это переработанные в сознании первичные эмоции; по сути это выбор тех эмоций, которые мы хотим в себе культивировать.
  • Чувства отражают нашу способность распознавать эмоции, понимать их природу и делать выбор в пользу необходимой и желаемой реакции.
  • Возможность чувствовать помогает нам принять тот факт, что мы можем спонтанно эмоционально реагировать в разрез с нашими устойчивыми чувствами. Но мы также способны это принимать в других, и говорить об этом друг с другом.
  • Наше культурное развитие и накопление опыта эмоциональных переживаний способствует развитию чувств в сторону понимания возможных эмоциональных реакций как со своей стороны, так и со стороны других.

Тема развития эмоционального интеллекта, как способности распознавать чувства и эмоции, как свои, так и других людей, умения использовать эти знания для своего мышления и действия, стала особенно популярной, начиная со второй половины прошлого века, как инструмент развития человека и его успешного функционирования как в социальной среде, так и в личной жизни. Но, к сожалению, часто эта тема сводится к необходимости контролировать свои эмоции, а не учиться их распознавать и использовать.

«Властвует над страстями не тот, кто совсем воздерживается от них, но тот, кто пользуется ими так, как управляют кораблем или конем, то есть направляет их туда, куда нужно и полезно». Аристотель

—————————————————————————————————

И в заключение небольшое упражнение для того, чтобы самостоятельно подумать над прошедшей эмоцией, переработать ее, отрефлексировать, то есть понять, почему она возникла и о чем хотела вам сказать.

Например, вы чувствуете себя плохо после проявленной вами эмоции, например, злости или гнева. Сначала выясняем свое скрытое намерение, отвечая себе на вопросы:

1) я вчера в сердцах сказала, сделала (что?) _____________

2) это потому, что моим намерением в этот момент было (показать, доказать, объяснить; вызвать чувство и т.д.) ___________

3) если бы это достигло своей цели, то я бы в тот момент (получила, почувствовала и т.д.) ___

4) а в отдаленной перспективе это бы мне дало ______

5) и тогда бы я (была, сделала, чувствовала) _________

Разобравшись с намерениями, выясняем возможности, отвечая на вопросы:

а) возможно ли это получить от этого человека?

б) могу ли я получить то же самое по-другому? От других?

За каждой эмоцией прячется намерение, которое не всегда осознается. Как только мы докапываемся до него, то эмоция отпускает или снижает свой заряд. Эмоции в теле, они болят, пока мозг не найдёт ответ.


https://www.b17.ru/article/eq/?prt=250432

Виктория Спахова

Обратиться к психологу →

Related Posts

Оптимальное развитие. 13-15 лет. Кризис 13 лет.

Оптимальное развитие. 13-15 лет. Кризис 13 лет.

Оптимальное развитие. От 6(7) лет — до 12 лет. Кризис 7 лет.

Оптимальное развитие. От 6(7) лет — до 12 лет. Кризис 7 лет.

Оптимальное развитие от 1 -до 3х лет.

Оптимальное развитие от 1 -до 3х лет.

Как создать оптимальные условия для развития ребёнка до 1 года.

Как создать оптимальные условия для развития ребёнка до 1 года.

No Comment

Добавить комментарий

Метки

БИБЛИОТЕКА ГОТОВИМСЯ К УРОКАМ ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. КОРОНАВИРУС КАК ВЫБРАТЬ СПЕЦИАЛИСТА КАК ПЕРЕЖИТЬ НЕПРИЯТНОСТИ КОНФЛИКТЫ И РЕШЕНИЯ КПТ ЛЮБОВЬ. БРАК. ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ НАРУШЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ НЛП ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ О МОЗГЕ ОПТИМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ В ЧС ПМПК ПОДРОСТОК ПОЗНАЁМ СЕБЯ ПРОБЛЕМА-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ПСИХОСОМАТИКА РАБОТА С ЧУВСТВАМИ. ЭМОЦИЯМИ РАЗВОД И ДЕТИ РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ РОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНИКОВ СКАЗКОТЕРАПИЯ СТРАХИ И ФОБИИ СУИЦИД ТЕХНИКИ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ ТРУДНЫЙ РЕБЁНОК УПРАЖНЕНИЯ. ТРЕНИНГИ. ЗАНЯТИЯ УСТАНОВКИ ТРИГГЕРЫ ИСКАЖЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛЬ УВЕРЕННОСТЬ ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ