Деловая игра «Престижные профессии. Мифы и реальность»
(для учащихся 10-11-х классов)
Пояснительная записка
Одним из важнейших решений в жизни человека является выбор профессии. Однако выбирать профессию человеку приходится в юном возрасте, когда еще не накоплен необходимый жизненный опыт, когда трудно адекватно оценить свои возможности и способности, спроецировать себя в будущее.
Изучение ведущих мотивов профессиональных предпочтений показывает, что, несмотря на увеличение числа выпускников образовательных учреждений, для которых основополагающим в выборе профессии является реализация своих способностей, потенциала, у многих молодых людей срабатывает стереотип получения модной, престижной профессии, в результате выпускники школ зачастую выбирают престижные вузы и модные специальности, ориентируясь на подразумеваемые за ними высокое социальное положение и достаток, которые рассчитывают обрести вместе с профессией. Таким образом, каждый четвертый выпускник при выборе профессии руководствуется внешними мотивами, ориентируясь на моду, социальный (общественный) статус — влияние, уважение, значимость, авторитет, и экономический статус (доходность).
Формируемые социумом ценностные представления о значимости образования, карьеры, престиже профессии разрушаются уже на выходе из системы образования, когда полученная престижная профессия не всегда оказывается востребованной на рынке труда.
Осознанный выбор профессии предполагает рефлексию – подхожу ли я для этой профессии, а она для меня.
Деловая игра «Престижные профессии. Мифы и реальность» предназначена для старшеклассников, выбирающих профессию. В ходе деловой игры старшеклассники проанализируют такой мотива выбора профессии, как престижность, рассмотрят критерии определяющие престиж, трудности, с которыми сталкивается выпускник выбирающий модные профессии, построит шаги достижения высокого уровня оплаты труда.
В результате групповой работы учащиеся выстроят алгоритм осознанного выбора профессии, включающего изучение и сопоставления профессии и собственной личности: своих интересов, способностей, личностных особенностей, здоровья с содержанием деятельности, трудностями, условиями, предметом труда, ответственностью, рисками.
В конце занятия учащимся раздается буклет, с кратким содержанием занятия для закрепления полученных знаний.
Цель: Обучить алгоритму анализа профессии и технологии профессионального выбора.
Задачи:
- Рассмотреть понятие престижности профессии, основные критерии.
- Смоделировать цепочку шагов по достижению высокого уровня оплаты труда в профессиях врач, юрист.
- Проанализировать трудности, с которыми может столкнуться выпускник, выбирающий престижную профессию.
- Создать портрет конкурентоспособной личности на рынке труда.
- Рассмотреть возможные варианты трудоустройства врача, юриста.
- Выстроить алгоритм анализа выбора профессии.
- Рассмотреть мифы и реальности престижных профессий.
Оборудование: мультимедиа, маркеры, ватманы (2 шт.), карточки (приложение 1-3), портрет личности, конкурентоспособной на рынке труда (приложение 4), пазлы (приложение 5), Дартс (приложение 6, 7).
Категория участников: учащиеся 10-11 классов.
Место проведения – общеобразовательное учреждение (школьный кабинет). Заранее подготавливается игровое пространство – 2 рабочих зоны.
Основной замысел игры: Каждый школьник при выборе профессии руководствуется тем или иным мотивом. И не всегда выпускник осознает, что побуждает его выбрать именно эту профессию. В ходе игры учащиеся выполняют задания, направленные на создание алгоритма выбора профессии, с учетом анализа основных ее составляющих (общение, ответственность, условия труда, риски, содержание деятельности). Через призму престижности профессии учащиеся научатся анализировать тот или иной мотив и оценивать возможные последствия своего выбора.
Ожидаемый результат: В ходе групповой работы учащиеся актуализируют свои основные мотивы, научатся анализировать профессию, сопоставлять ее со своими интересами, способностями, личностными особенностями, здоровьем, а также планировать свое профессиональное будущее.
Методы работы: деловая игра.
Критерий эффективности: В завершение игры учащиеся высказывают свое мнение о том, как нужно выбирать профессию, чтобы исключить возможные ошибки и не разочароваться в своем выборе. Для получения обратной связи используется «Дартс». Из предложенных четырех принципов выбора профессии учащиеся выбирают один, отражающий их отношение к будущему профессиональному выбору. Ведущий обрабатывает полученные результаты.
Ход игры
Ведущий
— Ребята, скоро каждому из вас предстоит сделать свой профессиональный выбор.
Вопрос: Определились ли вы с будущей профессией? Кем вы планируете стать? (учащиеся называют профессии).
При выборе профессии очень важно осознавать основной мотив своего выбора, т.е. чем я в первую очередь руководствуюсь, принимая такое важное решение.
Сегодня мы рассмотрим понятие «престижность профессии», так как этим мотивом очень часто руководствуются старшеклассники, выбирая профессиональное будущее. По социологическим данным каждый четвертый выпускник школы руководствуется при выборе профессионального маршрута престижностью профессии.
Вопрос: Как вы думаете, что означает престижность? (учащиеся предлагают варианты ответа). Предполагаемые ответы – доходная, интересная, уважаемая, модная.
Ведущий: Слово «престиж» во французском языке означает – обаяние, очарование, а в переводе с латыни – иллюзия, обман чувств. (Демонстрация слайда № 2)
При этом чаще всего в нашем обществе со словом «престиж» сопряжены такие понятия, как авторитет, уважение, доверие.
Но, исходя из этимологии слова, не исключено, что мы, говоря о престижности, находимся во власти иллюзии, обмана.
В качестве синонима престижности используют слово «мода». Мода пронизывает многие сферы нашей жизнедеятельности и оказывает влияние на предпочтения в одежде, выбор домашнего интерьера, марки автомобиля и даже вида профессиональной деятельности. Однако разумно ли выбирать профессию по соображению «модная – немодная»? Мода непостоянна, вы это знаете. Выбрав ту или иную профессию, сможете ли вы ее поменять так же быстро, как прическу или одежду?
Вопрос: Как вы думаете, по каким критериям можно определить, что профессия является престижной? (Предполагаемые ответы: высокооплачиваемая, интересная, творческий характер труда, востребованная, уважаемая, и др.)
Вопрос: Ребята, какие профессии вы бы назвали престижными? (учащиеся предлагают варианты ответа). Предполагаемые варианты ответа: юрист, экономист, врач, дизайнер.
По исследованиям ВЦИОМа, рейтинг престижных профессий возглавляют юристы разных специальностей (20 %); на втором месте врач и экономист (по 12%), на третьем банкир (7%), далее программист (6%), затруднились ответить на вопрос – 27% опрашиваемых. (Демонстрируется на экране слайд № 3).
— Предлагаем вам проанализировать такие престижные профессии, как врач и юрист, в соответствии с предложенными критериями. Для этого объединимся в две группы (ведущий предлагает каждой команде вытянуть жребий «Врач», «Юрист»).(Демонстрируется на экране слайд №4).
Задание 1.
Инструкция: Рассмотрим один из критериев престижа – доходность. Предлагаем каждой группе проанализировать: каждый ли юрист и врач является высокооплачиваемым специалистом? Какие существуют рамки заработной платы в этих профессиях? Что может влиять на уровень заработной платы специалистов этих профессий? (Каждой команде раздаются карточки с предполагаемыми вариантами. Время для работы 5 мин.) (приложение 1).
Каждая команда путем группового обсуждения выстраивает свою версию ответа, подробно объясняя свою позицию и отвечая на все поставленные вопросы. В ходе защиты другая группа может задавать уточняющие вопросы и высказывать свои мнения.
Ведущий обобщает работу групп, акцентирует внимание на влиянии вида занятости (частная фирма, государственное учреждение, собственное дело), конкретного места профессиональной деятельности, опыта работы, квалификации на уровень заработной платы.
Ведущий
— Чаще всего одним из важных критериев называют доходность. Однако на протяжении всей истории далеко не всегда престижная профессия была доходной, например, профессия врача. Еще со времен древнего Вавилона она являлась необходимой и одной из уважаемых в обществе, не являясь при этом доходной. Эта тенденция сохранилась до наших дней. (Демонстрация слайда № 5).
Миф: Модное подходит каждому, соответственно, и вашему стилю тоже.
Реальность: Как часто, надев на себя модную вещь или сделав стрижку по последнему писку моды, мы обнаруживаем, что она нам не идет. Мы неуклюжи, смешны, чувствуем, что это «не для меня». Такое возможно и с профессией. Но, если на покупку вещи мы тратим немного времени и умеренную сумму денег, то приобретение профессии требует, предположительно, пять лет напряженного труда и, не так уж редко, значительных денежных инвестиций.
Задание 2.
Инструкция: Предлагаем вам выполнить следующее задание. Представьте себе выпускников школы, выбирающих профессии «Врач», «Юрист» и стремящихся в будущем к высокому уровню оплаты труда. Что они должны делать, начиная с сегодняшнего дня, в ближайшие пять лет? (Ведущий раздает набор карточек. Время работы 5 мин.)
(Демонстрация слайда № 6).
Команды «Юрист», «Врач» представляют выполненные задания. Каждая команда может задавать уточняющие вопросы и высказывать свои мнения. Ведущий обобщает работу групп.
Ведущий
— Однако на жизненных примерах мы можем наблюдать, что не все представители престижных профессий высокооплачиваемы и даже часто не востребованы. Многие разочаровываются в своих профессиях.
Вопрос: Как вы думаете, почему так происходит? (Предполагаемые ответы: нет способностей, неинтересно, не оправдались ожидания, не знает, где и как искать работу и др.)
Многие делают ошибочный вывод: моя профессия не востребована. Жизнь показывает, нет невостребованных профессий, а есть невостребованные специалисты.
Миф: Престижная профессия востребована на рынке труда.
Реальность: Востребованы мастера своего дела, профессионалы.
— Ребята, как вы думаете, могут ли выпускники профессиональных учебных заведений с такими профессиями, как, например, газоэлектросварщик, повар, слесарь, программист, художник, быть высокооплачиваемыми? (учащиеся озвучивают свои варианты ответа, ведущий комментирует, дополняет).
— Специалист получает заработную плату не за то, какая у него профессия, а за конкретную работу. Оплачивается не профессия, а выполненная работа. Специалисты многих профессий могут быть высокооплачиваемыми, для этого необходимо становиться мастером своего дела, заинтересованным в том, чем занимаешься, обладать необходимыми профессиональными знаниями и личностными качествами.
Ориентируясь в своем выборе на престижность профессии, необходимо учитывать определенные риски – трудности, с которыми могут столкнуться выпускники учебных заведений, получившие эти профессии.
Миф: Выбор престижной профессии гарантирует высокий доход.
Реальность: Во многих профессиях можно получить высокий доход вне зависимости от престижности (оплачивается конкретный труд).
Задание 3.
Инструкция: Предлагаем вам выявить трудности, с которыми вероятнее всего столкнутся те, кто выберет профессии «Врач», «Юрист» (ведущий раздает карточки-таблицы для заполнения (приложение № 3). Время для работы 5 мин.).
Команды представляют выполненные задания. Ведущий обобщает работу групп. (Демонстрация слайда 7).
Ориентируясь в профессиональном выборе на престижность профессии, необходимо учитывать определенные трудности, с которыми предстоит столкнуться. Так, приверженность моде приводит к тому, что желающих получить модную специальность много, в результате в учебном заведении на эти специальности большой конкурс. Соответственно, если вы планируете обучаться на бюджетной основе, необходимы высокие результаты ЕГЭ. Популярность профессии среди молодежи приводит к тому, что во многих учебных заведениях открываются факультеты, обучающие по данным профессиям, в результате на рынке труда молодых специалистов больше, чем существует рабочих мест. Чтобы выдержать конкуренцию и успешно найти работу, необходимо быть конкурентоспособным.
Конкурентоспособность – это соответствие качества предлагаемой рабочей силы требованиям
Инструкция: В соответствии с названиями ваших команд составьте портрет конкурентоспособного на рынке труда выпускника и определите возможные места трудоустройства. (Время на выполнение задания 5 мин.)
Команды представляют выполненные задания. Ведущий обобщает работу групп и представляет портрет конкурентоспособного выпускника (Демонстрация слайда № 8).
Каждый выбирающий профессию должен четко представлять содержание деятельности будущей профессии, с какими особенностями и трудностями предстоит столкнуться, с кем или чем предстоит постоянное взаимодействие.
Задание 5.
Инструкция: Предлагаем вам проанализировать профессии «Врач», «Юрист». Каждая команда получит набор из 6 пазлов, отражающих содержание деятельности, ответственность, общение, условия труда, трудности, риски. Необходимо заполнить каждый пазл информацией по предлагаемым характеристикам и собрать из них фигуру. На каждом пазле есть слова, в результате составления фигуры получается пословица. Объясните ее значение.
Предполагаемые ответы:
Профессия «Врач»
Ответственность: моральная и уголовная (за жизнь людей, выбор верного лечения, правильное назначение препаратов), своевременное и качественное оформление медицинской и иной служебной документации.
Содержание деятельности: занимается профилактикой, диагностикой и лечением различных заболеваний, осуществляет осмотр пациентов, консультирует, проводит операции.
Условия труда: помещение (больница, поликлиника, морг, хоспис), на открытом воздухе, в экстремальных условиях.
Трудности: нервное напряжение, ненормированный график работы, ежедневные болезни, смерти людей, работа в экстремальных условиях.
Окружение: пациенты (больные, страдающие люди), коллеги.
Риски: неправильная постановка диагноза, смерть или причинение вреда здоровью больного, обвинения, тюрьма, лишение права на врачебную деятельность, угрозы собственной жизни.
Вывод. В представлениях абитуриентов много романтического, далекого от действительности. Нередко иллюзии рассеиваются, лишь только студент попадает в клинику и сталкивается с реальностями здравоохранения. Оказывается, помогать людям не так легко и просто, как представлялось. Однако если человек ради высокой цели готов преодолевать трудности, не боится рутины повседневной работы, то он станет профессионалом и будет получать удовлетворение от работы.
У определения «врач — профессия круглосуточная» есть и другой смысл. Выбор верного лечения — часто итог напряженных размышлений и длительных сомнений. Занятие медициной требует большой личностной ответственности. Цена ошибки здесь очень велика — здоровье и жизнь человека. Поэтому, где бы врач ни находился, он вольно или невольно продолжает думать о пациенте, анализировать свои действия. Ему трудно абсолютно отключиться от дел, отвлечься от работы и по-настоящему отдохнуть.
В медицине многое достигается упорным трудом и полной самоотдачей. Тяжело несколько часов стоять у операционного стола, да не просто стоять, а выполнять напряженную работу, от которой зависит жизнь человека, работу, требующую высочайшего мастерства. Велики физические нагрузки у участкового врача. Порой он вынужден не один раз за день подниматься по лестнице пешком (в доме, где живет пациент, может быть, например, сломан лифт). Врачам «Скорой» порой приходится носить, переворачивать, поддерживать больных и пострадавших, пробираться к ним, когда они зажаты в машине, придавлены стеной, лежат на дне оврага и т. п. Страдания и смерть, с которыми неизбежно сталкиваются врачи, медсестры и санитары, — серьезное испытание для психики. Медики не могут настолько абстрагироваться от пациента, чтобы не чувствовать его боль. Именно это придает их работе особое психологическое напряжение.
Профессия «Юрист»
Ответственность: моральная и уголовная (за правовую защиту граждан, соблюдение законов).
Содержание деятельности: защищает права и интересы граждан, рассматривает уголовные, экономические, гражданские дела, раскрывает преступления, выносит наказания, следит за их исполнением, консультирует граждан и организации по правовым вопросам, составляет правовые документы.
Условия труда: помещение (кабинет, камера, зал суда), место совершения преступления, нервно-психическое напряжение, высокая интеллектуальная нагрузка.
Трудности: нервное напряжение, ненормированный график работы, постоянный контакт с не самой приятной стороной жизни: нарушениями закона, преступлениями, преступниками и их жертвами, с людьми, находящимися в сложных жизненных ситуациях.
Окружение: преступники, потерпевшие, свидетели, коллеги.
Риски: судебная ошибка, тюрьма, лишение права заниматься юридической деятельностью, угрозы собственной жизни.
Вывод. Юридическая деятельность представляет собой требующий большого напряжения, терпения, добросовестности, знаний и высокой ответственности труд, основанный на строжайшем соблюдении норм закона.
Труд юристов, весьма разнообразный и сложный, имеет целый ряд черт, которые отличают его от труда большинства людей других профессий.
Во-первых, юридические профессии характеризуются чрезвычайным разнообразием решаемых задач. Каждое новое дело для следователя, прокурора, судьи, адвоката представляет собой новую задачу. Очень часто поиск истины требует от специалиста творческого подхода к делу.
Практически для всех юридических профессий одной из главных сторон деятельности является коммуникативная деятельность, которая заключается в общении в условиях правового регулирования.
Для большинства юридических профессий характерна высокая эмоциональная напряженность труда. Причем чаще это связано с эмоциями отрицательными, с необходимостью их подавлять, а эмоциональную разрядку откладывать на сравнительно большой период времени.
Для многих юридических профессий характерно преодоление сопротивления их деятельности со стороны отдельных лиц, а в некоторых случаях и микрогрупп. Прокурор, следователь, оперативный работник, судья в поисках истины преодолевает пассивное или активное сопротивление со стороны заинтересованных в законном исходе дела лиц.
По существу, юридические профессии отличает творческий характер труда.
Поиски истины в уголовном судопроизводстве — процесс творческий, поэтому следователю, прокурору, адвокату, судье необходимы такие качества, как человечность, чуткость, внимание, умение проникнуть во внутренний мир человека, найти наиболее целесообразные приемы работы в каждом конкретном случае: и когда они имеют дело с особо опасным рецидивистом, и когда перед ними случайно оступившийся человек.
Команды представляют выполненные задания. Пословица, составленная из пазлов: «Бесталанных людей нет, а есть люди, занятые не своим делом».
Миф. Престижные профессии – это всегда интересное дело.
Реальность. Интерес – это свойство личности, а не какого-либо занятия, так, одно и то же занятие для кого-то может быть самым интересным на свете, а для кого-то – самым скучным.
Подведение итогов
Задание
Из предложенных утверждений, характеризующих правила выбора профессии, выберите, чем вы будете руководствоваться при выборе профессии. (Демонстрируется слайд № 10 ,на доске вывешивается Дартс).
Ребята, те из вас, кто планировал выбрать престижные профессии, теперь имеют возможность проанализировать свой выбор более детально. Если вы хотите быть успешными, заниматься любимым делом, быть счастливым в своей профессии, необходимо осознанно подойти к выбору профессии. Как сказал Бернард Шоу: » Труд по обязанности – это работа, труд по призванию – это досуг».
Приложение 1
Место работы |
Опыт работы |
Квалификация |
специализация |
ДИПЛОМ об образовании |
Статус учебного заведения |
успеваемость |
связи (блат) |
круг обслуживаемых клиентов |
Вид занятости
(свое дело, работа в частной фирме, государственном учреждении) |
Возраст |
пол |
семейное положение |
? |
Приложение 2
Выбор специальности |
получение глубоких теоретических знаний |
наработка практического опыта |
зарекомендовать себя на практике и в учебном заведении |
трудоустройство по результатам практики |
овладение технологией эффективного трудоустройства |
повышение профессионального мастерства |
формирование круга клиентов |
частная практика/свое дело |
поиск работы |
трудоустройство |
? |
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Составители: Валенкова Анна Николаевна — главный специалист научно-методического отделения; Кириенко Елена Валентиновна — главный специалист отделения содействия профессиональному самоопределению молодежи; Смертюк Елена Владимировна – заведующий отделением образовательных программ и персонал-технологий.
No Comment