Чем руководствоваться в принятии решений — чувствами или умом?

Чем руководствоваться в принятии решений — чувствами или умом?

От автора: Именно такой вопрос я иногда слышу от своих клиентов. Если расшифровать его суть, то людям не понятно, что брать за основу, чем руководствоваться в жизни, чтобы меньше ошибаться — чувствами или умом?

Давайте попробуем разобраться!

Переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе, называют чувствами и эмоциями.

Какова между ними связь? 

Чувства и эмоции — взаимосвязанные, но различающиеся яв­ления эмоциональной сферы личности. 
Эмоциями считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, свя­занное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Проявляясь как реакции на предметы окружающей обстановки, эмоции связаны с первоначальными впечатлениями. Первое впе­чатление от чего-либо носит чисто эмоциональный характер, яв­ляется непосредственной реакцией (страх, гнев, радость) на ка­кие-то внешние его особенности.

Если разбираться в вопросе влияния чувств и эмоций на поведение человека, на то, к каким жизненным ошибкам может привести непонимание их природы, неумение осознавать их в себе и осознанно контролировать, то далее я не буду раз отождествлять эти понятия и использовать более глубокое определение: «чувства».

Чувство — это более сложное, чем эмоции, постоянное, усто­явшееся отношение личности к тому, что она познает и делает, к объекту своих потребностей. Чувства характеризуются устойчивостью и длительностью, измеряемой месяцами и годами жизни их субъекта. Чувства свойственны только человеку, они социально обусловлены и представляют собой высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Чувство долга, собственного достоинства, стыд, гордость — исключительно человеческие чувства. 

Откуда они берутся и зачем?

С одной стороны с помощью чувств мы реагируем на окружающую нас действительность, с другой — они обусловлены удовлетворением или же неудовлетворением наших потребностей. Отсюда чувства могут быть позитивными — «ВСЁ ОК», и негативными — «ВСЁ ПЛОХО».

То, что не входит в перечень наших интересов и потребностей, ярко окрашенных чувств не вызывает, а значит не имеет подпитки нашей энергией.

Вопрос о том, чем руководствоваться, возникает потому, что именно острые чувства несут в себе энергетический заряд, а значит сильнее влияют на наше психическое и даже физическое состояние.

Негативное влияние бывает для человека невыносимым: боль душевную, боль физическую гораздо сложнее пережить, и человек начинает искать пути выхода из таких состояний. К сожалению, эти пути не всегда оказываются конструктивными: дают временное успокоение, но иного выхода не видно, не понятно, не принято. Человек цепляется за это временное облегчение и живёт на поводке чувств:

Например, не получает важного для каждого человека ласки, любви и принятия, чувство обиды и неудовлетворённости захлёстывает, чтобы от него избавиться и получит временное облегчение, человек начинает применять любые способы:

— манипулировать окружающими,

— нарушать чужие границы,

— требовать, предъявлять претензии,

— обижаться,

— одевать ролевые маски, которые, как ему кажется, соответствуют ожиданиям окружающих.

Чем чреват неосознанный «поводок» наших чувств?

Тем, что мы начинаем путать фантазии с реальностью и принимать желаемое за действительное, или наоборот.

Например:

— Он мне улыбнулся, проявил ко мне внимание — он меня любит!

Такой вывод делается, если этот человек вызывает определённые чувства, т.е. является объектом симпатии, влюблённости.(В то время, как человек со всеми окружающими так себя ведёт) — это фантазия!

А в реальности — мы ошиблись, но продолжаем тратить свою энергию на построение замков из песка, а потом: «Я же на него/неё столько лет потратил(а)!

— Меня бросили, я не соответствую чему-то там, я не такая/такой…

Этот вывод человек делает о себе тогда, когда переживает определённые чувства, иначе было бы всё равно, что кому-то там не понравился. В результате самооценка падает, а неуверенность в себе зашкаливает — это фантазии, но по сути в человеке ничего не изменилось — все его качества остались прежними — это реальность. Так является ли такая самооценка объективной? Нет, конечно же, но влияние на качество жизни человека имеет огромное.

Таких примеров можно привести множество. Суть заключается в том, что не осознавая влияния своих чувств на свои мысли и поступки, мы живём в фантазиях — придуманной, не своей жизнью, когда в реальности всё может иметь абсолютно иное значение.

Чувства — это то прекрасное, чем наделила человека природа, мы живём ими, мы живём с ними, они делают нашу жизнь полной и насыщенной, а значит не стоит от них отказываться и их бояться. Позитивные чувства — показатель того, что ВСЁ ОК! А негативные требуют осознанности, умения останавливаться и отличать фантазии от реальности. Полезно в моменты, когда чувства затягивают свой «поводок», задаться вопросом:

— Насколько реально и имеет под собой неопровержимые факты то, что я сейчас чувствую? 

Именно в этот момент включается осознанный разум и начинает анализировать ситуацию и эффективно решать проблемы.

Где же ум был до этого?

Всё просто — ум интерпретировал те фантазии, которые побудили в нём эмоционально насыщенные чувства. Т.е. действовал впустую: гадал от том, что «если бы да кабы во рту выросли грибы жареные» (метафора, конечно же))).

Ум — обобщенная характеристика познавательных возможностей человека (в отличие от чувств и воли). В более узком смысле — индивидуально-психологическая характеристика мыслительных способностей.

Если ум такой умный, то почему же не руководствоваться только ним?

Дело в том, что ум каждого индивидуума обладает индивидуальными качествами, а качества могут быть разными, в том числе и не качественными. И даже человек с высоким показателем IQ, не является гарантом того, что он управляет своим умом и застрахован от жизненных ошибок.

Под качествами ума понимаются те свойства личности, кои устойчиво характеризуют его мыслительную деятельность:
1) самостоятельность ума — определяет свободу выбора задач и их решений;

Но ум имеет свойство идти на поводу у своих чувств, как описано выше, а значит не всегда бывает самостоятельным.

2) критичность и гибкость ума — обеспечивают как нахождение проблемы, так и оригинальность построения и проверки гипотез;
3) симультанность и широта ума — обеспечивают разносторонний подход к решению задачи;

Под влиянием сильных чувств вектор ума теряет гибкость и его направленность зависит от того, на чём зациклены наши чувства — о разнообразии гипотез, в этом случае, речи быть не может.

4) логичность ума — обеспечивает последовательность и точность решения;

Как известно, на волне эмоций=эмоционально окрашенных чувств человек теряет способность мыслить рационально — уносится в пресловутые фантазии — ум теряет свою способность логично мыслить.

5) глубина ума — от нее зависит существенность избранных задач и доказательность их решений.

Глубина ума в порыве чувств обуславливается глубиной погружения в те же фантазии своего эмоционально-чувственного состояния и имеет противоположный эффект — чем глубже негативные чувства, тем мельче глубина ума.

Так чем же руководствоваться и что брать за основу в принятии жизненно важных решений — ум или чувства?

Я считаю, что невозможно да и не стоит отдавать предпочтение чему-то одному.

Если ум работает беспристрастно, чувства на него в данный момент времени не влияют, то, конечно же умом! Здесь ум — наш инструмент, мы руководим им.

Но, если присутствуют чувства, то руководствоваться только умом означает терять важную часть своего «Я», не прислушиваться к собственным потребностям, игнорировать свою суть. Чувства нужно слушать и слышать!

Если чувства, в особенности негативные, имеют сильную эмоциональную окраску и заправлены разрушающей энергией, то ум работает у них на поводу: находит нерациональные, искажённые решения. В этом случае ум с чувствами руководит нами, а не мы им, т.е. мы являемся инструментом ума, и руководствоваться чувствами, пока не спал эмоциональный заряд — значит принимать фантазии за истину, искажать реальность = «наломать дров».

Вывод: руководствоваться и тем и другим осознанно, понимая процессы происходящие в нашем внутреннем мире, и отличая фантазии от реальности.

Нельзя что-то выбросить, а что-то оставить. Это всё равно, что отречься от части себя самого!

Чем лучше руководствоваться в принятии решений чувствами эмоциями или умом

Удачи Вам в работе над пониманием себя!

Надеюсь, что статья окажется кому-то полезной.

Виктория Спахова

Обратиться к психологу →

Related Posts

Вас пугают интересы вашего ребенка?

Вас пугают интересы вашего ребенка?

Оптимальное развитие. Ранняя юность 14(15) лет— до 18 лет.

Оптимальное развитие. Ранняя юность 14(15) лет— до 18 лет.

Оптимальное развитие. 13-15 лет. Кризис 13 лет.

Оптимальное развитие. 13-15 лет. Кризис 13 лет.

Оптимальное развитие. От 6(7) лет — до 12 лет. Кризис 7 лет.

Оптимальное развитие. От 6(7) лет — до 12 лет. Кризис 7 лет.

No Comment

Добавить комментарий

Метки

БИБЛИОТЕКА ГОТОВИМСЯ К УРОКАМ ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. КОРОНАВИРУС КАК ВЫБРАТЬ СПЕЦИАЛИСТА КАК ПЕРЕЖИТЬ НЕПРИЯТНОСТИ КОНФЛИКТЫ И РЕШЕНИЯ КПТ ЛЮБОВЬ. БРАК. ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ НАРУШЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ НЛП ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ О МОЗГЕ ОПТИМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ В ЧС ПМПК ПОДРОСТОК ПОЗНАЁМ СЕБЯ ПРОБЛЕМА-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ПСИХОСОМАТИКА РАБОТА С ЧУВСТВАМИ. ЭМОЦИЯМИ РАЗВОД И ДЕТИ РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ РОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНИКОВ СКАЗКОТЕРАПИЯ СТРАХИ И ФОБИИ СУИЦИД ТЕХНИКИ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ ТРУДНЫЙ РЕБЁНОК УПРАЖНЕНИЯ. ТРЕНИНГИ. ЗАНЯТИЯ УСТАНОВКИ ТРИГГЕРЫ ИСКАЖЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛЬ УВЕРЕННОСТЬ ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ